Две недели на Урале

Апрель-май 1987 года

25 апреля 1987 года

… Резко зазвонил будильник. В этот ранний час где-то на советско-афганской границе наши пограничники добивали остатки душманской банды, нарушившей южный рубеж нашей Родины в районе пос.Московский. Последний душман, израсходовав весь боезапас, подорвал себя гранатой американского производства…

Я открыл глаза и сразу же холодный пот выступил на висках – неужели проспал? Резко поднявшись с дивана, я распахнул дверь в темный коридор и тут…

ПРОЛОГ

Перестройка… Она проникает в наши сердца и души, вселяя уверенность в завтрашнем дне. Это слово, еще вчера никому неизвестное, сегодня наводит панику в лагере империализма, открывает светлый путь к невиданному росту производительности труда и, в конечном счете, завоеванию мирового рынка. Она дает резкий толчок к развитию производственных отношений и производительных сил, новое понимание демократии в социалистическом обществе. Сегодня, в обстановке широчайшей гласности, невозможно уже молчать о своих недостатках, забывая о достоинствах. Перестройка глубоко вспахала и всколыхнула народные массы, начиная от простых чумазых шахтеров и заканчивая космонавтами-испытателями. Коснулась она и нас – особого непривилегированного слоя общества – туристов. В новых условиях мы должны отказаться от всех благ, созданных развитием цивилизации, в пользу развивающихся стран и национальных окраин. Поменьше демагогии и побольше реального дела, товарищи.

НАЧАЛО

…и тут я взглянул на часы – они показывали 4 ч. 56 мин. Быстренько сделав то, что сделал, я оделся, прицепил к поясу ножны с ножом и стал слоняться из угла в угол. Минут через 20 встала Лариса и приготовила хлеб насущный. В 5 ч. 45 мин. я открыл новый этап в своей походной жизни. Спустившись с велосипедом и рюкзаком на улицу, я уже через полчаса подъезжал к Московскому вокзалу, по дороге уворачиваясь от машин, норовивших все время окатить грязью человека на велосипеде. У входа на перрон стояла толпа дружинников. Увидев меня, народные добровольные помощники правоохранительных органов дружно загомонили и загалдели вразнобой, окружили беззащитного велотуриста и, с любовью во взгляде, стали предлагать мне посетить близлежащую кассу и приобрести билет. Вокзал был полностью оцеплен блюстителями порядка. Впоследствии я узнал, что проводится рейд по выявлению и отлову “зайцев”, еще не севших в поезд. Отбившись без особых потерь от нагловатых членов ДНД, я пошел вдоль состава второй электрички и вдруг увидел выглядывающего из тамбура третьего вагона Сашу Костина (он был одним из нас, троих туляков, отправляющихся в велопоход на Урал). Он радостно махал мне рукой и кричал на весь вокзал. Встретились, обнялись по-братски крепко. Он помог затащить в вагон велосипед с рюкзаком и тут, взяв меня за плечи, заглядывая мне в глаза, с нежностью в голосе и в то же время жестко сказал: “А я не еду!” Эта фраза не стала громом среди ясного неба, т.к. подобное произошло уже не в первый раз, и всю предыдущую неделю у меня было какое-то нехорошее предчувствие. “Ну что же, - спокойно и твердо ответил я, – пошел покупать билеты”. Возвращаясь из кассы, снова наткнулся на патруль дружинников и был отпущен восвояси, т.к. среди них находился мой хороший знакомый – Марик.

Поговорив с Костиным о том – о сем: о погоде, о женщинах, посетовав на начальство, вдруг увидели Витю – было 6 ч. 39 мин. (отправление в 6.40). Невский с большим рюкзаком, примерно одинакового с ним роста, стоял в тамбуре и нетерпеливо спрашивал: ”Чего не помогаете?” Оказывается, у него не прозвонил электрический будильник (по закону подлости в сети кончилось напряжение) и поэтому он немного задержался. Мои волнения улетучились – теперь нас двое, а Витя, узнав новость про Костина, долго не мог произнести ни слова.

До Москвы добрались без приключений и в 11 ч. 10 мин. были уже на Ярославском вокзале. Продали лишний Сашин билет, проехались по магазинам, купив продукты, и за полчаса до отправления были на перроне. Поезд № 002 Москва-Владивосток уже ожидал нас на 1-м пути. Погода перед отправлением порадовала нас градом. Немного побитые осадками, но бодрые, мы быстро затолкали свои вещички в 8-е купе и приготовились обозревать бескрайние просторы нашей Родины.

С попутчиками нам повезло, один – Саша, молодой актер одного из Киевских театров, ехал на съемки фильма о разведчике Николае Кузнецове, он играет шофера Кузнецова – то ли Стравинского, то ли Страутинского. Билет наш был для него манной небесной, т.к. если он не попадал на Свердловскую киностудию в это воскресенье, то лишался бы какой-то премии. Кстати, пятисерийный фильм выходит на телеэкраны где-то в декабре этого года. Другой попутчик – Миша из Нижнеудинска – буровик. Весь день, вечер и полночи играли в карты, на гитаре, выяснили, что шахтеры в Нижнеудинске получают около 600 руб., а в Донбассе – около 1000 при 6-ти часовом рабочем дне. Разговаривали о театре, кино, финансовой стороне искусства, нелегкой службе в Афгане, где служил Саша и т.д. Спать легли в 2 часа ночи. А по поезду все ходил разносчик из ресторана, предлагая всем “противозачаточный” кефир (очень кислый).

26 апреля 1987 г.

А поезд все идет на восток.

Проснулись поздно и пролетели мимо чая. Вчера проехали Ярославль, Киров, сегодня – Пермь. Примерно в 1500 км от Москвы появляются невысокие горы, поросшие лесом. Интересно, что не опаздываем ни на минуту. Наконец, в 15 ч. 15 мин.- Свердловск.

Выгрузились, здесь подошла какая-то женщина и, цокая от восхищения языком, начала расхваливать наши велобаулы, спрашивала, кто же нам их пошил, и жаловалась, что у неё ничего подобного не получается. Посочувствовав ей, мы распрощались с попутчиками. Свердловск встретил нас ярким апрельским солнцем, кругом сверкал белизной свежевыпавший снег, по дорогам вовсю текли ручьи, попадалось много луж. Сразу же позвонили Валентину Федоровичу (ВФ) и договорились о встрече. Дом ВФ находится рядом с вокзалом, поэтому уже через несколько минут мы были у него в квартире. Немного перекусив, двинулись вместе с сыном ВФ Ильей в школу № 40 на улице Восточной, где ВФ работает учителем труда. ВФ приехал вслед за нами на автобусе, провел в комнату велотуристов, показал мастерскую, которую мы тут же облюбовали для ночлега. Познакомились с Галей Бисеровой и Толей Снегиревым. Все вместе минутой молчания почтили светлую память Костина (это он договорился со свердловчанами о нашем совместном походе). Затем Толя показал нам Свердловск. Надо сказать, город не произвел на нас большого впечатления, таких много. Тем более что здесь напряженка с продуктами – они отпускаются по талонам.

В 9 ч. вечера вернулись в школу (вошли с черного хода, от которого у нас были ключи) и занялись своими делами – я стал паять тросик тормоза, который оборвался еще в Москве, Витя выкроил из картона грязезащитный щиток. Попили чая, послушали музыку, заодно сломали местные плоскогубцы и в 2 часа ночи по Свердловскому времени легли спать на верстаках мастерской.

Далее по тексту везде указано московское время, если нет оговорок.

27 апреля 1987 г.

В 8 часов утра тоненько скрипнула дверь. Чуткий Витя легонько повел ухом и приоткрыл левый глаз, делая вид, что не спит. В это время я, покашливая и позевывая, стал отвлекать внимание нежданного гостя. Мы не испугались, нет, даже наоборот. Наконец дверь распахнулась, и мы услышали голос ВФ “Доброе утро! Как спалось?”

Вскоре ВФ ушел в РОНО улаживать какие-то вопросы, а мы пошли в соседнюю с мастерской комнату, плотно прикрыв за собой дверь от сквозняка. По известному закону природы замок оказался английским, а ключ, соответственно, остался в мастерской. Пришлось нам некоторое время постоять в коридоре, ожидая, когда дверь откроется. В это время мимо шли строем октябрята и, видя нас, громко кричали хором “Здравствуйте!” А потом началось такое… В коридоре почему-то остались несколько хулиганов – первоклашек, которые начали играть в пробки, затем к ним присоединились несколько девочек (раза в два больше) и на наших глазах начала разворачиваться трагедия, а проще - потасовка. За эти 5 или 10 минут мы услышали годовую норму шума, гама и криков и нам резко расхотелось побывать на уроке в школе. Наконец подошел Илья и открыл нам злополучную дверь в мастерскую. Смазав велосипеды, мы отправились на поиски столовой, т.к. страшный голод мучил нас с самого момента пробуждения.

О столовой стоит сказать особо: взяли мы по порции второго и по 2 компота. Заплатили за все это 1 руб. 27 копеек, при этом уже немолодая кассирша со следами былой красоты на морщинистом лице попыталась всучить мне 18 руб. 73 коп. сдачи с 25 руб. Вежливо объяснив ей, что она неправа, мы начали трапезу, предвкушая пищу богов. Как мы ошиблись! Оказалось, нам подсунули вчерашнюю холодную яичницу и холодные же котлеты из сухожилий. Уже через 10 мин., проклиная местные столовые, мы мчались на велах к железнодорожным кассам, чтобы купить билеты на обратный путь. По дороге заскочили в магазин “Спорт”, где приобрели 5 пляжных ковриков, которые оставили дома у ВФ.

В кассах предварительной продажи было много народу, но новая автоматизированная система “Экспресс” позволила менее чем за 20 мин. приобрести 2 билета на фирменный поезд “Урал”, отправляющийся из Свердловска 10 мая в 7 ч. утра по Москве. Вернувшись в мастерскую, мы увидели, что заканчивается раздача слонов населению – дележ продуктов на всех участников похода, как оказалось, с нами идут еще 7 школьников из 8-10 классов. Правда, у них своя группа и двоечный маршрут, часть нашего, но всю дорогу мы идем вместе. Так вот, мы с Витей попали к шапочному разбору – окончанию дележа, нам досталось только головка сыра, около 3-х кг сливочного масла, консервы и тент для палатки. Через 10 минут, пообедав в школьной столовой за счет учащихся младших классов, мы приготовились к отъезду.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Нас долго уговаривали и, наконец, уговорили ехать в сапогах (напомню, вокруг лежал свежевыпавший снег).

В 12:45 из дверей школы вышел директор. Звучали фанфары, собравшиеся по поводу проводов фоторепортеры лихорадочно перезаряжали свои камеры, успевая за несколько минут отснять целые пленки, фотоаппараты раскалились добела, наконец, директор произнес длинную речь, неоднократно прерываемую продолжительными аплодисментами, и закончил ее: “С Богом!”, и мы отправились в путь. На часах было 12:47.

Езда по городу не доставила нам особого удовольствия – грязь, летящая из-под колес велосипедов, попутных и встречных машин, ровным слоем ложилась на одежду и рюкзаки велотуристов. Выехали на Московский тракт, дорога пошла вообще отличная – хорошее покрытие, почти без подъемов, движение в 2 ряда в каждом направлении, разделенных газоном. За 4.5 часа движения останавливались 7 раз, в общей сложности 75 мин. Перед Ревдой – 2 спуска по 7% длиной около 1 км. Поломок нет, только у Толи прокол – вечером заклеим. В 40 км от Свердловска, слева от дороги – г. Волчья, за ней Ревда (88 тыс. жителей, 17 предприятий, выпускающие 37% продукции со знаком качества, есть турклуб на ул.М.Горького, д.19). На въезде - продуктовый магазин, где продают хлеб, консервы, чай, сахар, масло по 3.50 - 200 гр., по 3.20 – 100 гр. в одни руки (зато по талонам). Ночуем в школе недалеко от клуба. После сытного ужина сыграли в спортзале в футбол (молодежь - ветераны 1:2). Потом писали с Витей дневники – он ушел спать час назад. Пойду и я, пожалуй.

Свердловск-Ревда 47 км

Время в пути: 3ч 10 мин.

Остановки: 1ч 12 мин.

Средняя скорость: 14,7 км/ч

28 апреля 1987 г. ДЕНЬ ВТОРОЙ

Среди ночи вдруг раздался голос ВФ “Па-а-адъём!!!”. С трудом раскрыв глаза, я, как чумовой, вскочил на ноги. Было 4 часа утра. Витя просыпался медленно, основательно, шатаясь от бодрости, сходил умылся. Позавтракали и в 6:08 двинулись в путь. Моросил мелкий противный дождик. Мы снова выехали на Московский тракт. На 50-м километре от Свердловска начался затяжной некрутой подъем, покрытие отличное. В 9:15 сделали перекус с сыром и шоколадом. Кстати, здесь же узнали, что 28 апреля на Урале - день памяти родителей. В этот день родственники приходят к могилам родителей, приносят венки и т.д., в общем как у нас на Пасху. Через 43 км от Ревды – поворот налево на Атиг, покрытие на протяжении 1 км плохое (щебенка), дальше асфальт с небольшими участками разбитой дороги. Рельеф – типа Новокалужки. На 53-м км сломался багажник у одного из школьников, треснули оба ушка крепления к подседельному винту, а затем одно из них обломилось совсем. Пришлось ему, бедолаге, везти рюкзак на спине. На 58 км пути – Атиг. Здесь пообедали в столовой (15 руб. на 13 чел.), прошлись по магазинам. Мы с Витей зашли на близлежащий машиностроительный завод, где делают велосипеды, и заварили сломанный багажник. При этом осмотрели один из цехов. Шумящее, коптящее и громыхающее производство произвело тяжкое впечатление. “Начало века” – констатировал Витя. Станки сделаны, видимо в 20-х годах, везде пыль, грязь, сумрак. Этот цех выпускает велосипедные вилки. Когда мы уже выходили с территории завода с заваренным багажником, обратили внимание: под ногами на земле валялись щедро разбросанные подседельные болты и остатки металла с выштампованными звездочками.

В 13:30 тронулись дальше и через 6 км въехали в Нижние Серги. Здесь быстренько разыскали школу №2 и 2 часа ждали директора. За это время все до блеска вымыли свои велосипеды, благо водопроводный шланг был выведен на улицу. Пришла директор, устроила нас на ночлег в интернат через 400 м. от школы. Приехали туда, нас уже ждали, оставили велосипеды у хоккейной коробки и стали располагаться в интернате. Интернат нам понравился – на видном месте лежала газета “Аргументы и факты”, журнал ”Пионер” и другая пресса. Через полчаса весь класс и вестибюль были заполнены вещами, рюкзаками и велосипедами. Мы с Витей пошли по городу, разыскивая материал для грязезащитного щитка и конечно же ничего подходящего не нашли. Когда вернулись, Витю сразу же попросили помочь в ремонте колеса – лопнул обод (трещина наполовину). Хорошо, что у Толи оказались с собой накладки и сверло. Поужинали, провели собрание для школьников и в 22 ч. отбились. В классе было жарко и поэтому спать не очень удобно.

г.Ревда-Нижние Серги 68 км

Время в пути: 4ч 30 мин.

Остановки: 3ч 43 мин.

Средняя скорость: 13,7 км/ч

29 апреля 1987 г. ДЕНЬ ТРЕТИЙ

В 5 ч. утра я проснулся от каких-то доселе незнакомых звуков – кто-то громко чавкал. Осмотревшись вокруг (Витя тоже уже не спал), я увидел, как двое наших школьников лопают сгущенку – большими ложками и из большой миски. Как оказалось, сгущенка была половой, т.е. ночью больше половины 3-х литровой банки вытекло на пол. Поутру её собрали с пола в миску и уплетали с большим аппетитом. Сгущенка у нас хранится в большой металлической банке с 2-мя пробитыми отверстиями. И один школьник, решив по-видимому подшутить, положил её на бок, в результате сгущенка вытекла. Недолго думая, я присоединился к товарищам и уже через 5 мин. миска была пуста, а мы все пошли укладывать рюкзаки. Быстро, всего за 2 часа, собрались, поставили рюкзаки на багажники, и тут выяснилось, что у одного из парней лопнул конус на оси переднего колеса. Хорошо, что с собой у нас был запасной.

К 8 часам утра подъехали к школьной столовой, где нас накормили завтраком (стоимостью 30 коп.) в обмен на несколько банок консервов из лосося. Чего только не было на столе – и балык из осетрины, и мясо по-французски и анчоусы и кнедлики и многое другое. Но мы заказали рис с котлетой и рыбой, булочки, сливовый сок. Вместо булочек нам принесли пирожки с луком, вместо сливового сока – томатный. Чуткость и внимание работников столовой изумили, восхитили и потрясли нас до глубины души, о чем свидетельствует запись №3 в книге хороших отзывов. Я был так поражен, что, написав благодарность, оставил на память работникам столовой любимую ручку ВФ, чей-то подарок и которой он очень дорожил.

В 8:37 тронулись в путь. На выезде из Нижних Серег (вроде так правильно) – затяжной подъем около 8%. Через 20 мин. остановились в конце подъема, чтобы осмотреть близлежащий курорт с минеральной водой. С велосипедами остались ВФ и Люда. По дороге к курорту пошел все усиливающийся дождь, к концу дороги мы почти все были мокрые. Наша толпа буквально вломилась в бювет (там, где источник), горя от нетерпения попробовать знаменитой Нижнесергиевский минеральной воды. Витя заглушил полтора стакана. Увидев это, я налил стакан хлоридной натриевой среднеминерализированной воды, залпом выпил, тут же занюхал мокрой перчаткой и сразу же почувствовал, как минералка разливается по всему желудочно-кишечному тракту, приятная теплота захлестнула организм. Парни, после глотка целебного напитка, быстро побежали к крану с простой водой – запивать. Слабаки, еще молодые. К счастью, посещение бювета обошлось без последствий для меня. После питья воды была продолжена экскурсия по курорту – осмотрен дом, разбомбленный шальной, залетевшей с запада в годы войны бомбой, сходили к оленю, которого изображают на этикетках бутылок с местной минералкой, осмотрели живописные обочины дороги, ведущей к курорту. Вернулись к велосипедам, и тут же спрятались от дождя в близрасположенной комнате мастера дорожно-ремонтного управления, ждали возвращения Толи с Людой (они снова ходили на курорт за баралгином).

Только в 11 часов выехали в направлении Михайлова. Рельеф изменился, спуски стали чередоваться с подъемами, покрытие остается хорошим – асфальт. И, только лишь начиная с д. Половинка(16 км. по указателю дороги Нижние Серги – Михайлов, сразу за деревней подъем), начинается участок ремонтируемой дороги – щебень на протяжении двух километров и мост с полуразбитым деревянным настилом. На 18-м километре в конце подъема остановились на перекус, развели костер, сварили суп, приготовили кофе – на все ушло 2 ч. 15 мин. Далее дорога пошла веселей – около 500 м почти совсем сухая, асфальт, без перепадов, вдоль очень извилистого ручья. На 28 км стоит столб с надписью “Михайлов”. Въехали в предместья – дома добротные, большие, навека. Двор, как правило, под крышей, двое ворот – узкие и широкие, но, как отметил Витя, очень мало телеантенн, примерно на каждом 10-м доме. В самом Михайлове переехали реку Уфа и по традиции стали искать школу. Директор самой лучшей в городе школы, припертый нашими неопровержимыми аргументами к стене, сразу же согласился на все наши условия и предоставил нам теплое и удобное помещение школьной столовой. Здесь были две закрытые на замок двери, видимо кладовые, за которыми раздавался какой-то шорох и повизгивания. Витя предположил, что это щенки. Но потом мы вдруг увидели, что из-под одной двери спокойно вышла небольшая крыса и зашла под другую дверь. И после этого, до ночи, пока мы здесь сидим пишем, за дверьми и на кухне непрерывно гремит посуда, что-то падает, шуршит, и иногда по столовой пробегают крысы. Как водится, поужинали, провели третье по счету собрание с разборками и свердловчане ушли спать в учительскую, в надежде на то, что крысы туда не пройдут. Заходили 2 уборщицы, рассказали, что в прошлом году крысы загрызли здесь октябренка, так и не выдавшего им великой октябрятской тайны. Летом, говорят, крыс здесь бывает видимо-невидимо.

В школе меня несколько озадачил и удивил стенд, на котором под рубрикой “Прочти” был напечатан репертуар: “ДЕДСКИЕ ФИЛЬМЫ”

Пришлось написать первую страницу группового дневника, т.к. только что вспомнили о летописце.

Поздно закончив писать дневники, мы пошли искать место для сна. Учительская нам не подошла, т.к. там было темно и жарко. Пришлось расположиться в Ленинской комнате на стульях. Всю ночь и утро над ухом тоненько звенел комар, норовя напиться комсомольской крови, по столовой шарахали крысы, гремя посудой на всю школу… Лишь под утро мне удалось забыться в тревожном сне.

Нижние Серги-Михайловск 37 км

Время в пути: 3ч 38 мин.

Остановки: 4ч 22 мин.

Средняя скорость: 10,2 км/ч

30 апреля 1987г. ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

Снова день начался с утра. В 5 ч. проснулись, быстро собрались, посмотрели по телевизору мультфильмы, в левом нижнем углу отсчитывается московское время: 5 ч. 23 мин. Здесь утренняя программа идет на 2 ч. раньше, чем в Москве, а программа “Время” выходит в 20:30, когда в столице еще половина седьмого. Школьники уже начинали толпиться в раздевалке, поэтому мы быстро покинули школу и двинулись в сторону железной дороги. Шел мокрый снег с дождем, и следующий участок маршрута оказался непроходим по такой погоде, поэтому решили зафрахтовать паровоз. Без приключений добрались до железнодорожной станции “Михайловский завод”. В 7:38 подошел поезд “Чусовой-Бакал”, стоянка 5 минут. 7-й вагон, на который нам продали билеты, оказался заперт, пришлось с боем брать восьмой. Когда половина нашей толпы с велосипедами втиснулась в вагон, из него выскочила проводница и заслонила своим телом дверной проем. Она отчаянно визжала и кричала “Не пущу с велосипедами! Разбирайте!”. Пришлось снимать переднее колесо. После того как вагон был взят, поезд сразу тронулся. В плацкартном вагоне ехало совсем немного пассажиров, и все спали мертвецким сном, так что мы никому не помешали. В 9:25 прибыли в Нязепетровск, быстро выгрузились и узнали дорогу на Ункурду. Оказалось, что нужно сделать крюк в 2 км вокруг станции, при этом, ошивавшийся рядом дорожный обходчик, пообещал перевести напрямик через железнодорожные пути всего за 2 руб. Мы вежливо отказались. Потом с Витей и ВФ сходили на почту, отправили телеграммы, пообедали в столовой и поехали. Тут же механик школьников заметил, что снова сломался многострадальный багажник. Пошли варить в депо, которое оказалось такой же грязной шарагой, что и Атигский машиностроительный завод. Нашли рабочее место сварщика, сварочный аппарат, однако самого сварщика не оказалось на месте. Толя сам начал варить багажник. Минут через 20 с обеда пришел сварщик, уже порядком навеселе, трясущимися руками закончил сварку и снова куда-то сгинул, а мы нашли ещё сломанное место в районе крепления задних тормозов и заварили его. Только в 12 часов выехали из Нязепетровска.

Пошел снег, потом выглянуло солнце, в общем, дорога повеселела. Рельеф переменный – спуск-подъем. Дорога покрыта толстым слоем жидкой грязи, под которой лежит щебенка. На 18-м км. от Нязепетровска находится д.Постниково, ещё через 3 км - д.Котово, в которой есть магазин. После магазина – подъем и развилка, направо Ункурда, прямо д.Ситцево (36-й км. от Нязепетровска). До Ситцева идет та же щебеночная дорога с подъемами и спусками до 10%.

По дороге узнал много нового, например, в Свердловске существует мнение, что цветки, поднявшие головки, впоследствии срежет коса и что Костин – страшный человек, что у Григорьева неспортивное поведение и его здесь никто не любит.

В Ситцево, пока ВФ искал очередного директора школы, Витя провел разъяснительную работу и агитацию велотуризма среди местного населения. Наконец, нас поместили в интернат, где мы затопили печку, сварили кашу с тушенкой, плотно покушали с рулетом на сладкое. Потом провели очередное собрание, на котором поставили на вид механику и упорядочили дежурство (было: завтрак, обед, ужин - стало: ужин, завтрак, обед).

Михайловск-Нязепетровск-д.Ситцево 46 км

Время в пути: 4ч 35 мин.

Остановки: 5ч 33 мин.

Средняя скорость: 13.6 км/ч

1 мая 1987 г.ДЕНЬ ПЯТЫЙ-СУПЕР-ДЕНЬ

С праздником, друзья! Ура!

Погода сегодня выдалась на славу. Легкий морозец, яркое солнце, в г. Свердловске началась демонстрация трудящихся, которую мы попытались посмотреть по телевизору. Подъем сегодня в 6:30. Ночью снова было неудобно спать из-за жары и духоты. Молодежь и подростки спят, отдыхая после бессонной ночи – вчера снова играли допоздна в карты. При гонге на завтрак наконец все встают. Рассерженный плохим ведением финансовых дел, завхоз подсчитал сумму, которую ветераны должны внести в общий котел – у школьников безденежье. С аппетитом позавтракав, группа начинает собираться, в том числе и наводит порядок. Витя показывает пример – до блеска намывает полы. В 9:07 трогаемся, через 5 км развилка: прямо Борзово, налево Аптряково. Через 2 км в 10 часов начинается отвратительная дорога – грязь, но вполне проходимая на протяжении всего спуска к небольшой речке, откуда уже видна деревня. Теперь идем подъем, около километра ехать невозможно – глубокая колея, заполненная грязью, глина. В 10:28 проходим грязь и выходим на перекресток: налево Аптряково, направо нам нужно ехать. У Антона-механика постоянно спадает цепь, наконец в 11:10 на окраине д.Юсупово, у кладбища, суппорт попадает в колесо. За 35 мин. с помощью Вити он меняется на новый. Через 4 км грунтовой дороги, где в основном пришлось идти пешком, еще один задний переключатель попал в спицы, теперь уже у Вити. Снова 35 мин. ушло на ремонт, в результате его цепь потеряла несколько звеньев и была установлена напрямую. Еще через 5 км новый суппорт Антона снова в колесе. Пришлось устраивать привал и пообедать, а тем временем, Витя сделал обрезание цепи Антона и поставил прямую передачу.

 Манная каша получилась на славу, т.к. мы с Галей заступили на дежурство. 2 часа обедали/ремонтировались, затем спустились в д.Гривенки, что в 1 км. от места стоянки. Спросили дорогу дальше, нам не посоветовали уходить, т.к. пришлось бы идти 6 км. до Хайбатово по полю, а в деревне живут татары или башкиры, которые не очень хорошо относятся к русским. Пока разговаривали, у ВФ спустило колесо, и он заменил камеру вместе с покрышкой. Дальше решили не ехать.

В 16:10 нашли школу, нарубили дров, сломав при этом колун, и во дворе школы развели костер. Пока готовили суп с рыбными консервами, поговорили с местными ребятишками, которые учатся в этой начальной школе. Ужин готовился очень долго, т.к. дрова были сырые. За стол сели, когда на улице стало темно, и тут зашел усатый. Пока мы ели, он молча стоял рядом и смотрел. Перешли к чаю, пригласили его. Усатый сел рядом с ВФ и, признав в нем брата своего отца, начал говорить за жизнь. Потом Галя попросила его принести 5 яиц и он ушел, пообещав принести их. Стали укладываться спать и тут ввалились трое хорошо подвыпивших парней, и тоже начали жаловаться на судьбу. Пожелав им спокойной ночи и счастливой службы в армии, выпроводили их и легли спать. В этот праздничный день вся деревня была на-рогах и даже за продавщицей местного магазина пришлось идти домой и уламывать ее продать нам хлеба.

Д.Ситцево-д.Гривенки 24 км

Время в пути: 3ч

Остановки: 4ч

Средняя скорость: 8 км/ч

2 мая 1987 г. ДЕНЬ ШЕСТОЙ

Пришлось вставать рано, в 4 часа. Разжег костер, сходил за водой, начал готовить вермишель. Через час встала Галя, приготовили завтрак к 6 часам. Вермишель ели без мяса, кто с сахаром, кто с луком, т.к. завхоз решил экономить. Быстро поели, убрались и в 7:40 выехали. Тут Витя заметил, что вчера посеял свой насос, хотел вернуться 1,5 км назад по непролазной грязи, но потом почему-то передумал.

Дорога самая отвратительная за все время. По ней невозможно не только ехать, но и идти пешком. Грязная жижа на “дороге” доходит до колен, поэтому приходится толкать велосипеды по краю неубранного осенью поля, потом по окраине рощи. Через 3 км. (1 час) у Антона снова спустило колесо. Витя заменил ему камеру. В 10:35 пришли в д.Хайбатово, отсюда до следующей д.Есаулово 6 км сносной дороги, в некоторых местах даже можно ехать на велосипеде. В Есаулово по деревне проложена бетонка, здесь в магазине купили пряники и конфеты, у местных жителей - 2 буханки хлеба. Машины, попадающиеся навстречу, почти все с башкирскими номерами. За деревней началась грунтово-щебеночная дорога около 10 км. В 12:50 остановились на обед, примерно в 1 км от железнодорожного переезда. На стоянке заменил камеру на своем заднем колесе на трубку тридцатку, т.к. корд на покрышке из-за постоянного трения о мелкие камешки и песок перетерся так, что последние километры пришлось ехать с грыжей на колесе. Только пообедали и стали отъезжать, Дима заметил, что спускает колесо. Еще полчаса потратили на замену камеры. Вскоре заменили камеру на велосипеде Антона. Наконец в 15:40 прибыли в д.Злоказово, зашли в магазин, купили сахар, хлеб, суп в пакетиках. На магазине наклеено много объявлений, среди них есть довольно странные, например: ” В Злоказовский Дом быта поступили залавки. Администрация”.

В 16:07 выехали по направлению к Кусе. Через 11 км – река Арша. Дорога кажется раем по сравнению с предыдущей. Потеплело, выглянуло солнце, ветер в спину, рельеф спокойный с редкими подъемами – что еще нужно для счастья? За 5 км. от Кусы начинается спуск до самого города. На въезде указатель на Магнитку и Челябинск, Златоуст, в городе протекает река Сарайка. В Кусе отыскали очередную школу с грязными классами, зато с горячей и холодной водой в водопроводе. Как всегда, прошло собрание. Ночью – снова духота, но самое неприятное – достают комары.

Д.Гривенки-г.Куса 46 км

Время в пути: 6ч 20 мин.

Остановки: 3ч 40 мин.

Средняя скорость: 7,3 км/ч

3 мая 1987 г. ДЕНЬ СЕДЬМОЙ

Сегодня удружили дежурные, вместо 6 часов подняли в 4:20, т.к. завтрак сварился намного раньше, чем ожидалось. В 6:15 уже отъехали от школы, отметили маршрутки, отослали телеграмму и погнали, пока при памяти. Вчера после обеда была отличная погода, дорога совсем высохла и мы с Витей совсем уж было решили убрать подальше сапоги и ехать в кроссовках. Но сегодня утром резко захолодало, пошел снег, дорога снова раскисла. На выезде из Кусы прочитали: “Куса основана в 1778 г.”. Проехали мимо машиностроительного завода им 50-летия Октября. Сразу за городом начинается подъем 5-7% местами до 12%, длиной 5 км. В 8:25 мы наверху. На дороге, укатанная щебенка с песком, лежит снег. Начинается 10% спуск с колдобинами, лужами и грязью длиной 1 км. Через 18 км от Кусы д.Медведевка. Здесь от постоянной тряски у Вити сломался багажник – сломалось ушко, крепящееся к раме внизу. 10 минут отдыхаем, пока Витя проволокой скрепляет его. Через 7 мин. у Толи ломаются пружинки в трещётке. Заменив их и купив хлеба, трогаемся дальше. Все время отстаёт Антон – он чересчур туго поставил цепь. В 10:10 (через 27 км) встречается река Ай. Делаем привал, погода значительно улучшается - выглянуло солнышко, стало припекать. 

Пока готовится обед, некоторые улеглись досыпать, другие рыбачат, третьи пишут дневники. Почти 3 часа в напряжении нас продержали дежурные. Наконец, в 13:10 двинулись дальше. Через 2 км въехали в д.Куваши с речкой Куваш. Сразу после деревни все стали снимать с себя теплые вещи и сапоги, меняя их на кроссовки. Снова поехали и снова, как и 4,5 часа назад у Толика полетели пружинки в трещотке. За 10 мин. отремонтировались и поехали догонять группу.

 В 14:15 доехали до тракта Челябинск-Москва, повернули направо и ехали еще 16 км до указателя “Магнитка 7”. Группа двинулась по указателю налево, а мы втроем поехали за продуктами. Направо, от указателя на тракте, идет дорога 5 км. до г.Сатка. Здесь есть магазин, в котором продается яичная вермишель, яичные рожки, кофе в зернах, паприка. Закупились, и через 10 мин. поехали обратно. Антон по дороге потерял кед, но вовремя спохватился, и вернувшись назад, нашел его. По дороге на Зюраткуль, недалеко от тракта есть домик, где живут такие же, как у нас завсегдатаи в Маслово или в Петелино. Когда мы проезжали мимо двоих мужиков из домика, те спросили:“Куда едете?”. Галя ответила: “На Зюраткуль”. Последовала реакция: “А! На ...лядки, наводить порядки?!”.

До Магнитки дорога идет по лесу, постоянно спуск-подъем. В Магнитке догнали своих, перекусили хлебом с молоком и шоколадом и двинулись пешком на 17% подъем к озеру Зюраткуль. Через 1,5-2 км крутой подъем перешел в пологий но продолжительный подъёмчик. Около дороги протекает река Сатка, берущая начало из озера. Витя по дороге на обочине собирал уральские камешки и разбитые мотоциклетные ветровые стекла. В 18:30 добрались до Зюраткуля и сразу же направились в какой-то приют для туристов. Ночлег здесь стоит 50 коп. с носа. Внутри стоят печка, нары, столы, лавки, много рыбаков – любителей зимней ловли (лед на озере еще и не собирался таять). Есть даже телевизор с сильно севшим кинескопом, однако можно было разобрать, что наши хоккеисты обыграли чехов 2:1. Мы с Витей спали на нижнем ярусе нар, сверху на нас всю ночь сыпались рыболовные снасти и приходилось постоянно вынимать упавшие крючки из спины. А рыбаки при этом сидели рядом за столом в жарко натопленном помещении, курили и резались в домино.

Г.Куса-оз.Зюраткуль 72 км

Время в пути: 7ч 30 мин.

Остановки: 4ч 30 мин.

Средняя скорость: 9.6 км/ч

4 мая 1987 г. ДЕНЬ ВОСЬМОЙ

Проснулись в 7 часов. Все рыбаки, в том числе и наши, ушли на озеро. Вынув из спины последний рыболовный крючок, я тоже встал. Сходили с Витей в расположенную недалеко котельную, принесли горячей воды и котел кипятка для чая. Погода впервые за весь поход порадовала нас лазурным, без единого облачка небом и ярким майским солнцем. Окружающие горы были особенно красивы. Прямо перед нами сверкал чистейшим, нетронутым снегом хребет Москаль. Мы сходили на озеро – наши рыбаки поймали 3 небольших окунька на четверых. На обратном пути подобрали какую-то тряпку Вите для протирки велосипеда и дощечку для защиты от грязи. Вчера вечером было сказано, что выезжаем не позже 10 часов, но дежурный Владик ушел на озеро и слонялся там без дела, в результате Дима готовил завтрак один и выехали в 12 часов. Перед этим какой-то пьяный рыбак долго рассказывал нам на местном диалекте, как в Зюраткуле утонули войска Салавата Юлаева, спешившие на помощь Емельке Пугачеву. По дороге от озера к Магнитке Галя выдвинула другую версию. Зюраткуль в переводе означает “Сердце девушки”, и это название также как-то связано с Пугачевым. Через 11 км приехали в п.Магнитка, где встретили Вову с Геной, посланных в отрыв для покупки хлеба. У Вовы поломка – переключатель попал в колесо. 1 час 20 мин. ушло на ремонт этой и других поломок велосипеда, цепь установлена напрямую. Во время ремонта при общении с местным мужиком узнали, что оказывается, название Зюраткуль произошло от имени хана Зюрата – башкира, который вел свои войска на помощь Пугачеву и вместе с войском и драгоценностями угодившему под тонкий весенний лед на озере. Ещё мы узнали, что в Магнитке раньше была электростанция на р.Сатке, которая теперь не работает, т.к. требует ремонта.

Наконец поехали. Через 4 км у Вадика полетели пружинки трещотки. 25 мин. ушло на ремонт и только к 16:00 добрались до тракта. На перекрестке перекусили кильками с шоколадом, дождались Антона с Вовой (у них что-то случилось на полчаса). Перекресток находится на 1705 км шоссе Москва-Челябинск. Здесь мы кроме перекуса переоделись, почистили велосипеды и поехали. Примерно через полчаса ВФ сказал: “Что это мы все на плохой дороге фотографируемся. Давайте на хорошей.” Владик полез за общественным “Зенитом”, и здесь выяснилось, что он забыл его на привале. Он было рванул за фотоаппаратом обратно, но ВФ остановил его. Оказалось что ВФ забрал фотоаппарат, оставленный Владиком 10 км назад. Владика и Антона за все их грехи и разгильдяйство приговорили к расстрелу, что и было здесь же приведено в исполнение. Расстрел – это очень зрелищная и поучительная процедура. Один виновный наклоняется и стоит на месте, другого же четверо берут за руки и ноги и сильно раскачивают в направлении первого. Чувствительный удар попами … и один застрелен. Так же стреляют и другого. Как только отъехали после расстрела, у ВФ полетели собачки. Полчаса стоим. Только отъехали, через 3 км спустило колесо у Антона, поставили новую камеру (15 мин). В 18 часов остановились на 1720 км. у указателя “Куса 36”, от озера проехали 39 км. Прокол у Володи, меняли 12 мин.

Дорога по тракту имеет хорошее покрытие, небольшие подъёмы и спуски до 1723 км. Кстати на 1714-1717 км хорошо виден хр.Москаль, за которым находится Зюраткуль. В конце спуска мост через р.Куваши и сразу за ним висит знак “подъем 3% - 3 км”. Через 3 км новый знак “подъем 5% - 2 км”. Всего подъема 6 км, которые одолеваем в 18:48. Затем на 2-х километрах спуска асфальт с выбоинами, потоками грязной воды от тающего снега и снова 6 км 6% подъема. В конце него – поворот на Златоуст и далее около 10 км 5% спуска до самой школы. В 20 часов прибываем, Сторож не пускает на ночевку, пришлось искать местного директора и брать у него записку с разрешением. Открыли школу, сторож пообещал вскипятить ведро воды, но после 2-х часового ожидания, пришлось перекусить всухомятку консервами. Спать легли на матах в холодном спортзале.

Оз.Зюраткуль-г.Златоуст 66 км

Время в пути: 4ч 40 мин.

Остановки: 3ч 30 мин.

Средняя скорость: 14,1 км/ч

5 мая 1987 г. ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ

Поднялись в 5:00, надо было быстро освободить школу к приходу учащихся. За 45 мин собрались и отъехали к центру города, отправили телеграммы, поставили где нужно печати и в 7:00 заехали в столовую. Галя угощала всех – у неё завтра день рождения. В 8:20 поели, Витя закончил ремонт Галиного заднего колеса, и мы отправились дальше. Не успели проехать и 100 м., как встретили группу Свердловских велотуристов, вместе с которыми едут Люба Костина и Коля Анохин. Они едут из Уфы по тракту до Миасса и далее на Свердловск, походIII-й к.с. Поговорили, Витя исправил восьмерку на Любином колесе и мы разъехались, они в столовую, мы в Миасс. 10 км. ехали по разбитым улицам города Златоуста и повернули на шоссе Златоуст-Миасс. По пути заехали в магазин (продается колбаса по 2.90 без талонов), купили “Малютку” и начали подниматься к выезду из Златоуста. В 9:50 преодолели 3 км. 12% подъема, сфотографировались на фоне коней и двинулись дальше. Впереди видна Уральская сопка, место, где кончается Европа и начинается Азия. Дорога – бетонка с настеленным поверху тонким слоем асфальта, стыки далеко не всегда заделаны, к тому же часты выбоины в местах стыков. Рельеф – затяжные спуски и подъёмы. Дорога проходит по очень красивым местам – сплошной лес, с преобладанием сосен и елей, встречаются березы. На самой границе Европы, на скорости 3 км/ч неожиданно падаю, слишком засмотрелся на красоты и не увидел выбоину. Антон теряет гайку, соединяющую трехлапку и блок звездочек. В 11:40 подъезжаем к Миассу и делаем привал. Готовим обед, моемся в протекающей поблизости речушке, некоторые досыпают, загорают, осматривают технику. Сегодня узнал от Димы К. что у них в семье семеро детей и еще ждут восьмого. Живут они в семикомнатной квартире (соединили 2 квартиры в 2-х подъездах).

Место для остановки выбрано отличное. В реке – питьевая вода, о чем свидетельствует табличка на столбе, рядом поворот на пионерский лагерь, очень красивые окрестности. Мы быстро добрались сюда, т.к. дул попутный ветер, зато теперь тратим время впустую. 2.5 часа обедали, собрались выезжать – Паша вдруг обнаружил у своего велосипеда спущенное колесо. В результате выехали в 14:45. Встретившаяся утром группа все никак нас не догонит. Через 8 км. появляется Миасс. Он производит хорошее впечатление – аккуратные, хотя и современные пяти – девятиэтажные дома, уютные улицы, вкусный хлеб. На фоне гор, которые начинаются прямо за городом, при хорошей погоде город выглядит просто замечательно. У поворота на Кыштым на троллейбусном кольце есть неплохой продуктовый магазинчик. Отсюда до Кыштыма 40 км. Начинается отличная асфальтовая дорога, проходящая через живописный лес, мимо дач и деревни Н.Тагилка. На 11-м километре она переходит в пыльную щебеночную дорогу. На 15-м километре встречаем драгу, намывающую золото. На 20-м начинается д.Новоандреевка, которая тянется на 3 километра. В деревне есть магазин. Начинается нормальная бетонка до самого Кыштыма. Справа вдоль дороги тянется какой-то хребет, слева река. Последние 20 км. едем по открытому пространству. На 32-м километре слева остается д.Мухаметово – несколько дворов. Еще через 5 км. замечаем, что природа как-то зачахла, выглядит как после атомного взрыва. Встречается даже место, похожее на непроходимое болото, торчат только пни от деревьев, голые стволы без веток. Посреди пустынной долины течет речка-вонючка с медеплавильного комбината, на берегах которой по полкилометра с каждой стороны нет даже признаков какой-либо растительности. И такое жалкое зрелище до самого Карабаша. Наконец в 18:40 въезжаем в Карабаш. Заезжаем всей толпой во двор какой-то школы. Вышедшая из дверей женщина, увидев нас, кричит своему мужу, который чем-то занимается во дворе: “Миша, замок принеси, черный!”. А сама уже закрывает двери, с опаской поглядывая в нашу сторону.

ВФ договорился с завхозом – ночевать будем в спортзале. Толик с Людой уехали к Людиной знакомой, а мы, приготовив ужин и поев, легли спать. Спортзал сегодня теплый, просторный, больше всех, ранее встречавшихся, но с провалившимися в некоторых местах половицами. Спокойной ночи!

г.Златоуст-г.Миасс-г.Карабаш 87 км

Время в пути: 4ч 50 мин.

Остановки: 3ч 52 мин.

Средняя скорость: 18 км/ч

6 мая 1987 г. ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ

В 5 часов поднялись, к 6 собрались, я сходил на мемориал – памятник 96 революционерам, брошенным в 1918 году в шахту. В 6:05 отъехали, и, проехав менее 1 км. Владик поломался – суппорт попал в колесо, в котором уже не хватало 8 спиц. Быстро проделав уже привычную процедуру укорачивания цепи, поехали мимо “золотой горы”, где добывают драгоценный металл, мимо медеплавильного комбината, вредные выбросы которого в атмосферу в 100 раз превышают норму и на котором собираются устанавливать франко-итальянскую линию, закрыв вредное производство. Проехали указатель “Свердловск 230” и через 1,5 км. (10км. от Карабаша) остановка на завтрак. Слева от дороги – источник питьевой воды. Разожгли в лесу костер, но тут подошел некто в форме лесника и запретил жечь костры на этом месте. Пришлось переносить пылающие угли и горящие поленья поближе к ручью. Неподалеку лежала куча щебня, и Паша нашел в ней кусочек пирита – золотистый, сверкающий камешек. За завтраком обсуждали последствия укуса страшного энцефалитного клеща, который обитает в этом районе. Почти сразу же после еды начали периодически ремонтироваться – регулировали натяжение цепи на Антоновом и Владиковом велосипедах, люфты в каретке и т.д. На одной из таких остановок ВФ подобрал с земли черный блестящий камешек – обсидиан, вулканическое стекло. В 15 км. от Карабаша находится озеро Увильды – жемчужина Южного Урала. Едем дальше. Дорога покрыта мелким щебнем, лежащим поверх асфальта, поэтому очень пыльно. На 19-м километре меняем проколотую камеру у Сережи. Только отъехали от места ремонта – у меня взрывается передняя труба, видимо наехал на металлическую стружку. Быстро поставили Витину запаску и рванули догонять ушедшую вперед группу. На 26-м километре проезжаем хуторок Косой Мост, откуда идет нормальная бетонка до самого Кыштыма. В 12 часов подъехали к повороту на Кыштым. Дорога идет вдоль длинного озера. В 13:00 делаем получасовую остановку у воды. От Кыштыма до Касли 28 километров, рельеф спокойный с небольшими спусками и подъёмами. В течении дороги Сережа еще раз меняет камеру. У Касли в 14:40 делаем привал. Еду на поиски хлеба, магазин находится метрах в 600 от развилки, следующий – еще через 500 м. Ни в одном, ни в другом хлеба нет, приходится покупать 10 буханок в столовой. В 16:45 выходим в направлении Верхнего Уфалея и через 10 км. поворачиваем направо. Дорога на Уфалей – в основном спуск с многочисленными выбоинами, начиная от поворота на Вишневогорск - бетонка. В 18:15 въезжаем в Вишневогорск, находим школу, поселяемся в спортзале и делаем профилактику велосипедам. Я ремонтирую пробитую трубу, Витя меняет спицы на колесе Антона, остальные тоже заняты. В 21:30 пьём чай с хлебом и в 22:00 ложимся спать. Витя сидит еще часа 2 и валится без сил на маты, не доставая спальник. Толя с Людой ушли ставить палатку во дворе школы. Все засыпают.

г.Карабаш-Вишневогорск 94 км

Время в пути: 6ч 30 мин.

Остановки: 5ч 40 мин.

Средняя скорость: 14,6 км/ч

7 мая 1987 г. ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ

Встали с трудом в 5 часов, пытаясь освободить школу к приходу учащихся. В 6 ч. уже все на улице и ждут отъезда на оз.Аракуль. Не успели выехать из Вишневогорска, как Антону пришлось ставить запасную камеру, а у Владика поломался багажник – отлетело ушко. Через полчаса снова тронулись. Через 4 км от города начался тягун. В 8 часов прибыли на оз.Аракуль. Здесь посетили рыборазводный цех, увидели, как из икры выращивают мальков. Процесс выглядит следующим образом: В большие ванны на нерест сажают самку и 2-х самцов. Там самка мечет икру, самец оплодотворяет её, и оплодотворенную икру помещают в большие колбы с двумя отверстиями – внизу, куда поступает вода и вверху, откуда она вытекает, таким образом, икра все время плавает в проточной воде. Из созревших икринок выходят мальки, которые вместе с водой попадают в чаны, находятся там 3 дня и затем их развозят на рыбные хозяйства, где и отпускают в озера. Транспортируют мальков в полиэтиленовых мешках на машинах и даже на самолетах. Здесь инкубируют до 320 млн. икринок сига, пеляди, карася, чесмы и т.д., а перевозят аж до Красноярска и Байкала. При этом рыборазводном цехе есть музей.

В 600 м. за деревней остановились в лесу, приготовили завтрак, и в 10:35 поехали дальше. Через километр – подъем 12% на протяжении 2-х километров. В 8 км от Аракуля – деревня Силач, затем проехали через железнодорожный переезд, на котором лежали 2 раздавленные гадюки. За переездом Антон снова поломался, снова багажник. Привернули семейный ключ к подседельному винту и багажник закрепили проволокой. Я заодно сменил пару спиц на заднем колесе. От озера Аракуль до шоссе Касли-В.Уфалей 12 км лесной, грунтовой и щебеночной дороги с подъемами, на которые в основном шли пешком из-за обилия грязи, луж и ручьев. В 13:15 выехали на бетонку и через полчаса были в В.Уфалее. Около 8 км проехали по городу, в центре купили хлеба, заехали в спорттовары, в которых ничего нет и проехали еще 3 км за город. Здесь нашли тухленькое место у самой дороги, по которой каждые 5 мин. пылили самосвалы. Здесь же нашли колодец в 300 м от места стоянки, перед переездом направо.

В этот день я дежурил. Какое счастье, сегодня первый раз ночевка в лесу, в палатке!

Вишневогорск -поворот на Коркодино 47 км

Время в пути: 5ч 40 мин.

Остановки: 5ч.

Средняя скорость: 8,3 км/ч

8 мая 1987 г. ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ


Поднялся в 3:50, развел костер, сварил кашу. Настроение отличное, впервые за две недели выспался. В 7:20 встала Галя и стала давать советы по приготовлению манной каши. Через 5 мин объявили общий подъём, все поели, собрались и в 8:15 отъехали. В 8:23 через 1 км проехали деревню Смолокурта с продовольственным магазином. Вскоре за деревней – пос.Черемшаны. Вся дорога до Черемшан усыпана щебенкой, её где больше, где меньше, но всё равно хватает. В поселке Владик с Антоном взяли под мышки свои багажники, и пошли искать сварщика, а мы стоим и скучаем. Наконец, спустя полчаса, отъезжаем. Дорога идет вдоль карьера, на котором добывают никель (у трансформатора надо повернуть налево и поднявшись в гору, ехать краем карьера). Дорога – грунтовая, щебенка, вверх – вниз. По пути пересекаем водные потоки тающего снега. Места здесь очень красивые, но очень пыльно. Доезжаем до следующего карьера и поворачиваем направо до времянки вагончика-столовой, и после него через 100м. влево на д.Кладовка. На этом участке дорога имеет очень плохое покрытие – щебень с глиной, здесь очень много попадается “БЕЛАЗ”-ов, которые возят куда-то грунт из карьеров. У д.Кладовка в 11:45 делаем привал. От Черемшан досюда около 20 км. На привале ищем с Витей камни - Уральские самоцветы, т.к. ВФ говорит, что здесь должен быть агат, но в результате ничего, кроме кварца не находим. Через полтора часа, пообедав (обед варили Толик с Людой), отъезжаем.

 В деревне поворачиваем направо и 9 км. едем по щебеночной дороге в п.Полдневой. Сначала идет небольшой спуск и перед самым поселком 300 м. 7% подъема. От Полдневого до г.Полевской идет отличная дорога с многочисленными простыми спусками и подъёмами. Движение неинтенсивное, в основном – мотоциклисты. Здесь можно сфотографироваться на фоне красивой обнажившейся скалы. 18 км. проехали за час, сфотографировались у въезда в город, где писал свои сказы Бажов. Недалеко от Полевского находится гора Азов, внутри которой Данила-мастер вырезал свой каменный цветок. По городу проехали 12 км., зашли в гастроном, купили продукты к празднику – белый хлеб, повидло, пряники. Еще через 2 км. были в школе. В спортзале – очень жарко, но спортзал большой, современный. Здесь отужинали, чем бог послал, а бог послал в этот раз 2 котла с чаем, скипяченым в доме напротив, и хлебом с повидлом. Провели заключительное собрание с обсуждением некоторых вопросов, связанных с походом. Затем мы с Витей приняли душ в местной душевой, постирались и в 23 ч. легли спать на спортивных скамейках, т.к. местные маты были слишком грязные.

поворот на Коркодино – г.Полевской 62 км

Время в пути: 4ч 50 мин.

Остановки: 2ч 27 мин.

Средняя скорость: 12,8 км/ч

9 мая 1987 г. ДЕНЬ ТРИНАДЦАТЫЙ

Проснулся рано, в 3:30, все еще дрыхли. Походил, послонялся по спортзалу. Зашел в раздевалку, где стояли велосипеды. Там, чудом не падая с качающейся скамейки, спал Витя, продрогший к утру в спортзале, т.к. из-за духоты на ночь открыли большие окна. Я присел на скамейку рядом и нечаянно разбудил его, из-за покачнувшейся скамейки.

Часам к 6 народ начал просыпаться. В 8 часов уже выезжали из Полевского. Отъехав от поселка, остановились на 42-м километре от Свердловска. Здесь оборудовано место отдыха – есть колодец, кострище, стоит столик с лавками. Рядом на гранитном столбе установлены солнечные часы с табличкой: “Солнечные часы. Оригинал установлен в селе Мраморское в 1773 году. Часы показывают истинное солнечное время г.Полевской 1986 г.” Сверили и скорректировали показания времени на своих часах с солнечными. Позавтракав молочной лапшой и выпив кофе с шоколадом, тронулись дальше. Через 11 км. пересекли реку Чусовую, а еще через 3 км подъехали к столбу на границе Европы и Азии. Надпись на нем гласит: “Здесь проходит самая восточная граница Европы на Среднем Урале. Знак установлен в год 250-летия научного обоснования границы между Европой и Азией русским государственным деятелемVIII века В.Н.Татищевым (1686-1750 г.г.) г.Полевской июнь 1986 г.” Около столба и по самому шоссе проходит символическая штрих-пунктирная линия – граница.

Дорога от Полевского до Свердловска имеет отменное покрытие и небольшой уклон к Свердловску. Так что последние 50 километров мы проскочили за 2 ч. 10 мин. Перед самым Свердловском у Паши, который единственный ехал на дорожном велосипеде, над вмятиной на заднем ободе, из-под покрышки показалась камера, грозившая сейчас же взорваться. Двумя ударами молотка исправили обод и в 12:16 были уже у школы №40. Поход завершен.

Освободившись от рюкзаков, мы с Витей съездили к ВФ Булаве, где забрали свои ранее купленные коврики, поели и набрали у него камней на сувениры. Затем поехали покататься по городу, встретили Костину Любу, гулявшую по Свердловску с подругой, и направились в школу. Здесь попили чаю, написали свои главы для отчета и улеглись в 24 ч., оставив работающее радио.

г.Полевской - г.Свердловск 50 км

Время в пути: 2ч 10 мин.

Остановки: 2ч.

Средняя скорость: 23 км/ч

10 мая 1987 г.

Утром на вокзал нас пришли провожать Толик и Люда с сыном Виталиком. Люда испекла нам на дорогу торт и печенье. Домой едем вместе с Колей Анохиным.

ЭПИЛОГ

Ну, что сказать в заключение? Сделан вывод (уже в который раз!) о том, что с Костиным все-таки лучше не иметь никаких дел, связанных с походами. Как выяснилось уже в Свердловске, Саша еще зимой попросил ВФ сводить тульских велотуристов в поход IV к.с. (нам тогда нужны были соответствующие справки) и пообещал привезти группу из Тулы. Район похода и время проведения его ВФ не выбирал – каждый год на майские праздники он водит школьников в поход I-II к.с. по Уралу. Костин уговорил ВФ на руководство сразу двумя группами – нашейIV к.с. и школьниковII к.с.. Их маршрут формально был частью нашего, хотя фактически они полностью прошли наш. Документы, которые передал Саша из Тулы, оказались неправильно оформленными, справки пересланы в последний момент, поэтому Булаве пришлось все оформлять по-новому, а заявочную и маршрутную книжку отмечать задним числом. До последнего момента свердловчане не знали, кто приедет из Тулы и приедет ли кто-нибудь вообще, время на оформление заявочных бумаг было сильно урезано, и вообще они не были до конца уверены, состоится поход или нет. Все участники переругались между собой, а ВФ отошел от всех предпоходных тревог и волнений только к концу похода (обо всем этом мы узнали в последний день).

То обстоятельство, что 2 группы были совмещены, а сроки уменьшились (Костин пообещал, что поход продлится исходя из 10 рабочих дней и в соответствии с этим мы с Витей брали отпуска и обратные билеты) на 3 дня относительно продолжительности похода для IV к.с. обусловило и характер похода. Вместо 930 км. по плану мы проехали 750 км., при этом многие интересные природные объекты, музеи, экскурсии мы не посетили. Видимо, роковое число 13 сыграло с нами злую шутку (в Свердловск мы ехали в 13-м вагоне, 13 человек было у нас в 2-х группах, 13 дней продолжался поход).

Состав группы:

Булава Валентин Федорович – руководитель

Снегирев Анатолий – завхоз

Серебрякова Люда – медик

Бисерова Галя

Невский Виктор – фотограф и механик (Механиком должен был быть Костин, но т.к. он оставался дома, Саша перед самым отходом электрички из Тулы, попросил Витю взять эту почетную обязанность на себя. При этом Саша не передал ему ни запчастей, ни инструмента. При себе у Вити были только 2 гаечных и ниппельный ключ )

Шмаренков Андрей – хронометрист, и этим объясняются многочисленные точные ссылки на время в дневнике

плюс еще 7 подростков 8-10 класса, большинство из них занимаются велоспортом в школьной секции.

Погода в походе нас далеко не баловала – до 4 мая нас преследовали снег, дождь, дождь со снегом, снег с дождем, постоянные лужи, грязь, подчас непроезжая. Большую часть дороги мы проехали в сапогах. Вначале похода снег лежал повсюду, к окончанию оставался местами в лесу.

Поломки:

За время похода было сломано 5 задних переключателей (цепи были укорочены и установлены на звездочки напрямую), 3 багажника, причем один из них был заварен трижды за неделю. Лопнул обод колеса на “Туристе”, заменено около 50 спиц, поставлено около 20 заплаток на камеры, оборван тросик тормоза. Дополнительно к смете было потрачено по 22 руб. с каждого взрослого. Школьники также получили продукты от школы – рыбные консервы, паштет, конфеты и шоколад, сгущеное молоко в больших банках и крупа, правда больше половины консервов и 2 банки сгущенки из 3-х были оставлены в школе.

В общем, поход можно считать вполне удовлетворительным


Hosted by uCoz