Архангельск. Июль 2006
Домой
Автор: Grigory

Архангельская область, июль

Итак, начинаю обещанный отчет о велопоходе по Архангельской области.
Главная задача похода состояла в посещении интереснейших природных и культурных объектов Архангельской области – Кенозерского государственного национального парка, карстовых пещер и провалов в районе Пинежского государственного заповедника, Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».
Кроме того, в задачи группы входила разведка троп по берегам Кенозера до пос. Вершинино и участка маршрута между г. Карпогоры и пос. Пинега через д.Труфаново.

О последнем не было известно ничего, и даже на сайте архангельских велотуристов на заданный вопрос меня начали грузить какой-то Труфановой горой, которая находится совершенно в другом месте. Участок включает в себя две переправы через р. Пинега, и мы заранее никак не могли выяснить, удастся переправиться или нет. Поэтому решили выяснять на месте, и при невозможности переправы идти по запасному варианту г. Плесецк – г. Онега – г. Северодвинск – г. Архангельск.
В группе первоначально было 5 человек - почти оптимальный вариант для велопохода, но перед самым выходом одному из кандидатов вырезали аппендицит, второй срочно отозвали на объект под Москвой.


Все начало июля стояла жара, и поэтому мы были рады, что поезд прибывает в начальный пункт похода - город Няндому в три часа ночи. Решили ехать по утренней прохладе, ночи-то белые, и приехать в Карпогоры в районе обеда. Но человек предполагает, а Бог располагает. Не успели отъехать от станции, как сомалась ось педали на одной из машин. Запасной не оказалось, пришлось шесть часов дремать на станции, ждать, пока откроются магазины.


Наконец, педаль куплена, и заменена. Около полудня выезжаем на маршрут. Наша группа (слева направо): Григорий, Владимир, Аня.
Не успели отъехать на полтора десятка километров, пошел дождь, и не прекращался до самого вечера.
Дорога скучная. Сплошной лес. Последнюю половину пути нет даже подъемов - спусков.
Проехав около 90 км приехали в город Каргополь.
За дорожным знаком «Каргополь» на въезде в город мост через Онегу. Ищем место для стоянки. Слева перед мостом населенный пункт, справа топко, высокая трава. Хорошее место под мостом - ровная площадка, сухо, родник. Но сильный ветер и подъезжающие по случаю выходного дня пьяные компании вынудили нас искать для стоянки другое место. Вернулись метров на триста назад. Здесь перед монументом «Каргополь» ручей. Налево от дороги (если ехать от Каргополя) берегом ручья идет в лес тропа. В придорожных кустах с помощью топора расчищаем площадку 2х3 м, ставим палатку. Вокруг топко, густые заросли и торфяники. Дождь, хотя и ослаб, но моросит. не переставая.


Всю ночь поливал дождик, поливает и утром. Все сыро, дрова гореть не хотят. Пришлось применить радикальный метод: брызнуть на тряпку WD-40, которая у меня обычно под рукой, и использовать ее вместо растопки. Выезжаем под дождем. Холодно, сильный ветер. Пока вытаскивали велосипеды на дорогу, Владимир умудрился сломать другую педаль. Педали купили вчера пластмассовые, дешевые, дрянные, хороших просто не было. К счастью, педаль сломалась не с той стороны, что вчера. Ставим на место старую, и так до конца похода он и ездил с разными педалями.
За мостом перекресток. Справа за перекрестком кафе. Горит камин, сухо, тепло, горячий борщ. Не удержались и пообедали.
Едем знакомиться с городом. По булыжной мостовой движемся к главной достопримечательности Каргополя - Соборной площади


На площади осмотрели великолепный церковный ансамбль – собор Рождества Христова (16-17 век). церковь Рождества Богородицы (17 век), действующая церковь Рождества Иоанна Предтечи (1751 г).


По узкой винтовой лестнице, цепляя плечами за стены, поднялись на храмовую колокольню с которой открывается широкая панорама Каргополя и окрестностей. Вид был бы еще красивее, кабы не дымка дождя со всех сторон. Дует пронизывающий ветер, но здесь, на колокольне, хотя бы сухо.


Продавая билеты, билетерша христом-богом просила: "Только в колокола не звоните". Поэтому, хотя от соблазна подергать за веревки не удержались, но делали это с повышенной осторожностью. Позже, спустившись вниз, услышали все же несколько ударов в колокола. Стала понятна осторожность билетерши. Если каждый турист звякнет в колокол, получится еще тот тарарам.


Напоследок посетили сувенирную лавку. Каргополь знаменит глиняной игрушкой и изделиями из бересты и дерева. И того и другого здесь полно. Порадовали экспонаты в стиле "Черный юмор". Квасник в форме человеческого черепа (без макушки), деревянная ложка в форме нижней челюсти, с безупречно вырезанными зубами, и т.п.


Наконец, выезжаем из города. Нам налево, на Пудожский тракт. В начале дороги асфальт. Местность, в основном, открытая, много лугов, небольших лесков. Хорошо бы на стоянку было встать здесь, но воду в этом случае нужно везти с собой. Здесь нет ни речки, ни ручья.
Примерно через 3 км. начинаются три километра бетонки. Бетонка неважная. Щели между плитами широкие и глубокие. Затем снова асфальт. Дорога ровная, как стол. Ехать легко, но от однообразной езды начинают затекать спины и руки. Сильный северный ветер несет мелкую изморось.
За рекой Сивянгой асфальт заканчивается.


Деревня Гавриловская. Красивый церковный ансамбль, колокольня, две церкви. Та, которая побольше, шатровая – летняя. Другая, маленькая, зимняя - двенадцатиглавая. Правда, дерево изрядно испорчено, доски в пятнах мха и лишайника, местами подгнили.
На этой дороге в сухую погоду очень много пыли. Даже за день дождя с листьев мать-мачехи так и не смыло желтый пыльный слой.


Чем дальше от цивилизации, тем чаще встречаются непуганные зверушки. Например, этот куличок.


... или этот дружелюбный воробей, усевшийся на моё колесо, стоило нам остановиться "на зелёную стоянку"


А по рекам и озёрам растет множество вот таких дивной красы цветов


Ближе к вечеру въехали на территорию Кенозерского национального парка. Как нам было известно, стоять здесь можно только на специально оборудованных стоянках. Но, поскольку никто из нас не знал, как эти стоянки выглядят в натуре, встать на первую попавшуюся не решились, уж больно похоже на сенокос с беседкой для шашлыков. Наконец, прояснив тему у местного населения, встали на второй попавшейся, на выезде из д. Орлово.
На стоянке стоят вот такие навесы с лавками и столами, что нас здорово выручило. За навесом спрятали палатку от ветра. А ветер был такой силы, что выдувал даже ветки из костра, и, чтобы приготовить ужин, костер пришлось разводить у второго навеса. Нарушение пожарной безопасности, конечно, а куда деваться?


Следующий день. Дорога быстро переходит в узкую, заросшую высокой травой тропку. Когда-то здесь была тракторная дорога, о чем напоминают местами метровой глубины колеи. Иду и ловлю себя на мысли: "Куда меня черт занес, такой грязи и в лесу у родной деревни завались. К тому же еще здесь и какие-то конные эсесовцы шастают."


Впрочем, стоп! Это ж не назгул, а всего-навсего Вова, надевший накомарник. Комаров вокруг видимо-невидимо. Видимо, когда идешь. Тогда они сидят спокойно на спинах руках, головах, и выцеливают, куда бы засунуть свой длинный нос. Стоит остановиться, комары хором взлетают, и начинают носиться вокруг тебя, словно угорелые. Тогда их невидимо, зато очень слышимо. На этом фото самые нерасторопные, остальные тыщ 20 уже успели взлететь.


Снова с неба сыплет мелкой водяной пылью. Водой в лесу пропитано все. Хорошо, что взяли с собой резиновые сапоги. Впрочем, я приспособился не сразу. Пока догадался натянуть штанины поверх голенищ, с них натекло воды полные сапоги.


на 24-м километре пути выходим на открытое место. Справа в дымке дождя озеро Долгое с очень живописным круглым островком. На развилке дорог идем влево.


Еще через пару километров выходим к туристскому приюту у д. Думино. Недавно срубленная бревенчатая изба, банька на берегу озера Черное и большой навес с лавками и столиками. Чуть вправо и вниз, метрах в ста, на берегу озера Долгое кордон парка.
Больше всего поразило это заведение. Подумали вначале, что это сарай, но оказалось - туалет. Эти заведения в Кенозерье отличаются особенной монументальностью, и мы  на полном серьезе обсуждали вопрос, что в одном из них можно  заночевать, места полно даже для спальников. А главное - сухо и комфортно.


Еще одна особенность Кенозерья - священные рощи у деревень. На пригорке одна из них.


А вот и сама деревня. Примерно в полукилометре на холме нежилая деревня Думино с полуразвалившимися домами. На стене дома и за деревней стрелки - указатели «Кенозеро». Тропа за деревней уходит чуть вправо, к лесу


А в лесу та же тропа, да еще, к тому же появляются множество заболоченных участков. Каждые метров пятьдесят проложены узкие мостики из досок или жердей. С велосипедом идти неудобно, колеса проваливаются в щели, доски кое-где подламываются


И еще удается кое-где ехать, хотя трава выше пояса, и влажность у нее процентов 150-170.


А кое-где встречаются лежащие поперек тропы поваленные деревья, приходится обходить их по кустам, или перетаскивать мокрые, скользкие велосипеды через мокрые, скользкие стволы.


Лес совершенно сказочный. Из тех сказок, где говорится про "темный лес". Солнечный свет не проникает через густые кроны и заросшие мхом ветки. Даже муравейники здесь особенные. Нигде раньше не видел таких гигантских муравьиных куч.
Полторашку я положил для масштаба.


Пройдено 34 км. Выходим из леса на открытое место. Чуть справа среди деревьев виднеются купола церкви. Еще правее, у подножья холма, озеро Порженское. Это место называется Порженским погостом.
Погост в настоящее время один из самых замечательных, и вместе с тем труднодоступных памятников деревянной архитектуры Русского Севера. В центре ансамбля церковь Георгия Победоносца 17 века с тесовой обшивкой, соединенная с колокольней. Вокруг церкви старое кладбище, "погост".  Хотя ранее слово "погост" имело другое значение – "центральное поселение", место, куда приезжали торговые гости. Погост окружен рубленой деревянной оградой с башенками по углам и у ворот. Дальше виднеются избы деревни Федоровская. Но называют это место деревня Порженское. Как и многие здешние поселения Порженское сформировалось из нескольких деревень, самой крупной из которых была Федоровская, а еще Окатовская, Турово.
Осматриваем церковь, проходим еще триста метров к берегу озера. Там оборудованная стоянка. Сейчас вся поляна занята палатками со школьниками, поэтому свою палатку ставим прямо у избушки кордона. У избушки оборудован столик с навесом, перекладины для сушки вещей, мостки. У берега активно ловится рыба. Мелкая, но много.


Вчера вечером долго общались с руководителями школьников. Нам рассказали много интересного об интересных объектах Архангельской области. Постепенно разговор съехал на колдунов, которых особенно много здесь, в кенозерье. По местному их называют икотниками. Они могут найти утопленников, предсказать судьбу, навести порчу, и проделать еще много полезных штучек.
Несмотря на то, что рассказы о проделках икотников мы слушали вчера допоздна, проснулся я рано. Сижу на берегу озера, дышу кислородом, наблюдаю, как плотная пелена облаков постепенно раскрывается и уползает на север, в сторону Кенозера.


Развел костер, набрал воды из озера. На этом фото в котле не чай и не кофе. Котел не медный и не латунный, обычная нержавейка. А вот вода в Архангельской области почти повсеместно дивного желто-коричневого цвета. Напитана торфом. Тем не менее местные пьют ее прямо из рек и озер, не заморачиваясь кипячением.


Вышло солнце, и Порженский погост с торчащими среди вековых елей маковками церкви смотрится как-то совсем нереально. Похоже на декорацию к фильму А. Роу.
Солнце светило недолго. Брызнул короткий, но сильный дождь, чуть задержавший наш выход. Школьники ушли раньше. Катер за ними в Видягино придет к двум часам, и мы, несмотря на задержку, рассчитываем туда успеть без особых проблем.
От избушки кордона поднимаемся к деревне перпендикулярно линии берега в направлении двух сосен, идем к лесу прямо.


На опушке леса направо, спускаемся вниз, переходим мостик через речку, и налево по заросшей молодым лесом поляне.
Дорога снова очень сырая. Много мостиков через топкие места. Переваливаем несколько высоких каменистых гряд с крутыми склонами.



На деревьях висят пряди мха. Хотя паразит, но, как мы узнали чуть позже, такой мох является первым признаком чистоты воздуха.


Проходим очередной крутой подъем, перед подъемом ручей, справа озеро Большее.
7 км. Лес посветлел, пошел песочек, дорога хорошая, некоторое время можно ехать.
8.5 км. Слева от дороги Худые Озера, оборудована площадка для отдыха. В этом районе ураган повалил множество деревьев, вокруг тропы завалы, но с тропы деревья убраны.
Здесь к д.Видягино тропа уходит направо от дороги, но мы не заметили узкого прохода, пропиленного сотрудниками среди ветровала. Сориентировались по следам прошедших недавно школьников, но, как выяснилось позже, их проводник, сотрудник парка, также не заметил тропу. В результате вместо вместо Видягино оказались в д.Горбачиха.
Вообще-то план похода включал участок вдоль юго-западного берега Кенозера. Но после двух дней лазания по грязи идти по тропам дальше как-то не хочется. К тому же вчера вечером отговорил проводник. Дело в том, что берега озера сильно изрезаны длинными узкими заливами - лахтами. Две деревни могут стоять рядом, можно пообщаться с соседом через лахту, но дорога пешком к нему в гости - километров десять. Полдня ходьбы, хотя на лодке - пять минут. Местные жители поэтому предпочитают передвигаться между деревнями по воде, и тропы позаросли травой.
Школьников катер должен забирать из Видягина. Но до него от Горбачихи километра два. Ехать по высокой траве невозможно, а пешком к двум часам не успеем. Решаем ехать завтра, когда школьников привезут назад в Видягино, а пока с пользой провести время и для начала искупаться.


Из перекуса устроили икебану. Пока лопали сало, заедая колбасой, из-за островка вынырнул катер, проплыл мимо нас и скрылся за изгибом берега, там, где расположено Видягино. Минут через 20 прошел в обратном направлении. Если бы не купались и повременили с перекусом, успели бы.


От Горбачихи до Видягино сильно заросшая высокой травой тропа. Выходим за деревню назад тропой, которой пришли и уходим с тропы влево, ориентируясь на ЛЭП. У опушки леса нужно взять чуть левее, там старая дорога. Мы же пошли вдоль ЛЭП, забрели в овраг, насилу выбрались обратно.
В Видягино заканчивается Транскенозерская туристская тропа. У окончания тропы, за церковью Ильи Пророка (1911 г.) оборудованная туристская стоянка на берегу озера Видягинского (Домашнего). Озеро соединено протокой с Кенозером, заросло растительностью. У берегов мелко, ил. Купаться лучше с другой стороны деревни, на Кенозере. Там песчаный пляж.


Прелесть организованных стоянок в том, что здесь уже заготовлены дрова, есть навесы, туалеты, мусоросборники, кострища с готовыми крюками для котлов. Не нужно тратить время на оборудование лагеря.


Можно спокойно полюбоваться окружающими пейзажами.


Деревня Видягино на закате. Сейчас в деревне живут пять человек. На лето приехал из Каргополя бывший местный житель с братом, дочерью и внуками. В сентябре деревня опустеет.
Однако, один из домов уже выкуплен парком, там будет оборудован гостевой дом. За деревней стоит свежий сруб. Как нам сказали, его недавно поставили для себя какие-то новые русские. Так что, если хочется вкусить тишины и покоя, на Кенозеро нужно ехать по возможности сейчас. Потом может быть поздно.


19 июля.
Вчера после обеда и сегодня до обеда отдыхали. К двум часам собрались на пляж с другой стороны Видягина, куда вчера приставал катер. Начинается дождь, сидим, ждем катер, укрываясь от дождя под стенами стоящей на берегу ветхой баньки.


Изучаем местные достопримечательности. Вот, например часовенка. Таких по Архангельской области полно.


В одном из брошеных домов обнаружили стильные раритетные лыжи. Вырублены из доски - тридцатки, носы обиты железом. А на грузовой площадке подошвы от галош. Лыжи тут же примерили. Хотели взять с собой, но передумали. Снега все равно не предвидится.


Катер пришел в 15:00, высадил школьников, забрал нас. До Вершинино катер идет около получаса, любуемся видами Кенозера. Озеро довольно большое, много островков, заливов. По берегам виднеются деревни. Некоторые жилые.


В Горбачихе и Видягино пытались выяснить у местного населения возможность пройти по тропам между деревнями, расположенными по берегу. Выводы – идти туда не стоит. Летом основное сообщение между населенными пунктами по воде. Тропы между деревнями сырые, заросли травой и кустарником, в чем мы вчера убедились лично. Кроме того, приходится огибать длинные кенозерские заливы, называемые здесь лахтами.
Через полчаса приходим в пос. Вершинино. Для порядка заплатили капитану по сто рублей с человека. От пристани начинается бетонка, заканчивающаяся сразу за поселком.


Ничего интересного в Вершинино нет. Обычная большая деревня с деревянными строениями. Разве только озеро, да вот эта симпатичная церквушка на холме над поселком.


За полтора километра перед деревней Самково чудесная стоянка. Ориентир – небольшая горка, перед которой линия электропередач переходит с левой стороны дороги на правую. Съезд к реке, метрах в 50 от дороги ровная площадка среди сосен, на высоком берегу реки Кены. Спуски к реке крутые. В выходные здесь, наверное, много рыбаков, сегодня пусто.


Под пятиметровым обрывом очень приятная, чистая речка Кена. Несмотря на вечернюю прохладу и студеную воду помылись, искупались, постирали вещички.


20 июля.
Утром солнечно, но прохладно. Заменили сломанную спицу на заднем колесе у Владимира.
Через полтора километра деревня Самково, еще через три почему-то еще раз Самково. За вторым Самковым дорога подходит к реке. и десять километров идет вдоль Кены. Много хороших подходов к воде, есть хорошие полянки, но места открытые.
Много деревень. Деревни постепенно вымирают. Полно брошеных домов. Вот, например один из них. Добротный, рублен из лиственницы без малого сто лет назад, и крепок до сих пор. Но жильцов в нем, увы, не найдете.
на 27 км. Переправа через Онегу. Переброшен понтонный мост, дорога перегорожена шлагбаумом. Тут же вагончик и полдесятка мужиков. Проезд для машин, очевидно, платный. Нас пропустили бесплатно. Здесь же, рядом, паромная переправа с пришвартованным паромом.
Дальше дорога километров пять идет берегом Онеги, но к реке не подойдешь, по берегам стоят дома, и даже между деревнями стоят хоть и покосившиеся, но заборы.


Через 40 км. пос. Конево. Перекресток. Налево Архангельск, направо Каргополь.


По поселку 3 км. асфальт, потом та же тяжелая вязкая песчаная грейдерная дорога


Проехав 80 км решаем вставать на стоянку. За деревнями Гоголевская и Боброва между дорогой и Онегой идут луга, туда идет от дороги грунтовка. Метров через 300 она выходит на берег, и берегом идет еще почти километр. Здесь следы рыбацких стоянок, кострища. Подход к реке через очень высокую траву.
Еще не успели поставить палатку, прошел сильный ливень, причем только над нашим лагерем, у горизонта небо везде чистое. После дождя ветер разогнал тучи, похолодало.
Чтобы не мять траву на лугу, палатку ставим на дороге, костер разводим на старом кострище, у края небольшого обрывчика.


Спать ложимся поздно, перед сном любуемся пейзажами Онеги в лучах северного заката.


21 июля.
Ночью холодно, температура около нуля. Утром ясно, прохладно, сильный северный ветер.
Через 6 км пути начинается отличный асфальт. Дорога без спусков-подъемов, местность открытая, но разогнаться не дает сильный встречный ветер.
10 км. Деревня Федово. За деревней дорога вновь уходит в лес, опять начинаются небольшие спуски - подъемы.
15 км. Справа видна организованная стоянка на берегу озера Дикозеро. Отличный лес, песок. Шикарное место, но здесь же стоит толпа дальнобойщиков.
56 км. Без особых приключений доехали до Плесецка. Характер дороги не меняется. Сильный ветер гонит тучи. Погода крайне неустойчива. Брызнет ливень, через десять минут чистое небо, светит солнце, еще через четверть часа нагоняет тучи и снова дождь. На въезде в город стоит скульптурная композиция, изображающая, видимо, сестру Капитана Крюка, антигероя из известной сказки, с приятелем.


Пару раз пережидали сильный ливень, поэтому совсем немного опоздали на поезд Санкт-Петербург - Архангельск в 13:40. Пришлось ехать поездом в 16:30 Пукса – Архангельск. В поезде вагоны с сидячими «самолетными» местами, велосипеды ставить некуда, пришлось разбирать и упаковывать в чехлы.
В Архангельск прибыли в 22:30. Ночуем у родственников Григория.
Автобусы с пунктом назначения "Космодром" можно видеть только в одном городе России.


Поезд в Карпогоры отправляется в 16:50. Утром съездили на вокзал, взяли билеты. День посвятили прогулке по набережной Двины в центре города, осмотру памятников и закупке продуктов на вторую часть похода.
Архангельск, основанный еще в 1584 году, до сих пор крупный порт.


Гуляем по набережной


Хорош пляжик! Только купающихся что-то не видно. Температура воздуха +4 по Цельсию.


Аллея покорителей Севера. Слева направо: Курочкин, Седов, Шмидт, Русанов (под вопросом), Папанин, ваш покорный слуга.


Портрет этого памятника особенно дорог для россиян.


И все же Архангельск - город контрастов. В непосредственной близости от салонов с Гуччи и Диором располагаются покосившиеся халупы с вконец отчаявшимися жильцами.


Тем не менее, в городе активно борются за чистоту. Повсюду такая вот наглядная агитация.


Этот памятник покорителям Севера местные жители почему-то называют Чукчей. Хотя из народностей Севера в области живут, в основном, ненцы



А эту пешеходную улицу в простонародье называют, конечно же, Арбатом.


Памятник об английской интервенции 1918 года.


А от этого древнего речного вокзала вдруг повеяло Островским и Максимом Горьким.


Пора продолжать поход.
Карпогорский поезд тоже с самолетными креслами, велосипеды провозим также в разобранном виде. Уже садясь в вагон обнаружили, что кассирша вместо 201 км продала билеты до 102 км. Пришлось брать билеты второй раз, уже в поезде, что стоило нам дополнительно по 40 рублей.
На 201 км. нет даже платформы. Кроме нас из поезда здесь никто не выходит, хотя неподалеку расположена деревня Марьино. Высаживаемся прямо на насыпь, собираем велосипеды и выходим на пересечение железной и автомобильной дороги, которое находится метрах в пятидесяти назад по ходу поезда. Небо ясное, несмотря на позднее время (около полуночи) достаточно светло, белые ночи еще не закончились. Холодно. В полдень сегодня было всего четыре градуса, сейчас около нуля.


10 км. Большой овраг. В конце спуска мост через ручей и налево уходит к реке грунтовка. Короткий спуск, в конце которого большая поляна на берегу Пинеги, вблизи устья ручья. Стоит небольшая избушка без крыши. Хотели, было, заночевать в ней, но внутри много плесени. Решили ставить палатку.
Дорожное покрытие ехать быстро не позволяет, вязнем в песке. Да и место для стоянки искали долго, ныряя в каждое ответвление от дороги. Вокруг глухой лес. Ночи хоть и белые, но все равно, отъедешь метров на триста от дороги, тишина абсолютная. Треснет где-то ветка, прошелестит сухой лист, сразу начинают всякие страшилки мерещиться.
Эти 10 км по ночной дороге ехали почти 2 часа. Спать легли в третьем часу ночи.


23 июля.
Утром получше рассмотрели местность, на которой стоим. Между нами и рекой большая поляна, заросшая высокой травой. За поляной крутой спуск к реке. Прямо перед нами огромные песчаные косы, река делает излучину, берега сильно подмыты. У берегов обрывы. По берегам растет хороший лес, слева неподалеку торчат крыши нежилой деревни Курга.
Еще левее глубокий овраг, по которому течет ручей. Берега обрывистые, поросшие, сосновым лесом. За водой ходим к ручью, подход к нему лучше, чем к реке. Погода относительно теплая, градусов 17-18. Ветер дует с северо-востока. По направлению дороги наискосок, спереди-слева. Тучки, но пока не дождевые. От дороги до реки примерно 150 м.


Стартуем. Дорога - мелкий гравий, пополам с песком. Местами прикатанный, можно разгоняться до 15 км/ч, местами сыпучий, колеса вязнут.


Выехали на огромное болото. Полно голубики. Правда, до нас стояли сушь и жара, голубика не крупная, и пока еще не спелая.


Пошукали вокруг, нашли немного морошки. Дальше дорога идет по отличному сосновому лесу, кругом черничники.



Через 10 км перекресток. Прямо Вейгора, налево Чешегора. Судя по карте, в Чешегоре переправа. Поворачиваем налево, едем туда.
Еще через 2.5 км. д. Чешегора. Хорошие, крепкие, добротные дома, трава выкошена, чистенько, аккуратненько.
За деревней спуск к реке. Проезжаем широченный песчаный пляж. Прямо по песку выложена колея из бетонных плит для того, чтобы можно было проехать к берегу. У берега пяток пустых машин, по обоим берегам стоят лодки. Некоторое время ждем, пока появятся люди.
Этот пляж 8 км длиной и метров 300 шириной. Практически Рио-де Жанейро. И никого вокруг. Загорай - не хочу.



С другого берега реки подплывает лодка с двумя молодыми парнями. Спрашиваем их, как можно переправиться на другой берег. Один тут же запросил денег, но его товарищ ужасно обрадовался, когда увидел, что мы туристы. По его мнению туристам давно пора обратить внимание на Пинежье. И потому он переправил нас на левый берег бесплатно. Чуть позже выяснилось, что на левом берегу почти постоянно дежурит мужик на катере, который переправляет всех желающих за 20 рублей с человека. Ему нужно только покричать.


Поднимаемся на высокий, обрывистый левый берег к д.Пиринемь, оттуда почти перпендикулярно берегу уходит в лес дорога на Труфаново. Дорога грунтовая, хорошо накатана, как асфальт.
20 км. За крутым спуском мост через речушку, спуск к Пинеге. На подъеме куча земляники. Крупные, вкуснейшие ягоды. И комаров мало.



Еще через 2 км. деревня Шеймогоры. Большинство домов заброшены. Посередине деревни очень глубокий овраг с крутыми склонами. Внизу чистая, прозрачная речушка. Хорошие места. Склоны оврага каменистые, скользкие. Переходим овраг, отсюда отличная панорама Пинеги. Плесы, песчаные косы, обрывистые берега, деревня на правом берегу.


За деревней дорога становится грязной и разбитой.
30 км. Д.Чакола, Перекресток. Все дороги, за исключением самой левой, ведут в деревню. Мы здесь уточнили направление у местных жителей, но никто не смог толково разъяснить, куда ехать. В результате заехали не туда, пришлось возвращаться на основную дорогу через кладбище. За деревней начинается тракторная дорога. Примерно через километр качество дороги еще ухудшается. Сыро, лужи, глубокие колеи, местами рыхлый песок.


Участок сплошного рыхлого глубокого песка примерно километр. Ехать невозможно, идем пешком.
40 км. Проезжаем мост через речушку у подножия высокой горы. На горе деревня Высокое. Перед деревней дорога уходит налево, в лес.


46 км. Деревня Заозерье, на горе колодец. Хороший, чистый, прохладный, вкусная вода.


57 км. Труфаново (ударение на первом слоге). Очень большая деревня. Много молодежи, детей. Посередине деревни перекресток, налево уходит дорога на Пинегу.  Перед Труфаново дорога совсем портится.


Сегодня планировали доехать до Почи, но вчера очень долго искали место для стоянки, поздно легли спать, и утром поздно выехали. Времени восемь вечера, решаем остановиться здесь. Выясняем у местных жителей, где можно переночевать с палаткой.
Едем прямо до конца деревни. У большого деревянного склада дорога уходит чуть вправо, дальше крутой спуск. Проезжаем речушку Копанец. Мелко, воробью по колено. Дорога по лугу приводит к протоке в месте впадения Копанца в Пинегу. Там стоит куча лодок. С лодок местные женщины полощут белье.


Отъезжаем метров на сто в сторону, встаем на краю покоса, на обрывистом берегу протоки.


Место красивое, открытое, комаров мало. Но часов до десяти вечера немного оживленно. Потом все стихает.


24 июля.
Поднимаемся в деревню. Расстояние от стоянки 1.7 км, времени затратили около 15 минут. Зашли в магазин, хотели купить хлеба. Хлеб еще не завезли, ждать не стали. От магазина идет 800 м. до выезда на Пинежскую дорогу.
5.5 км. Д. Почозерье, перед деревней перекресток, стоит указатель Пинега направо. Тракторная дорога уходит в сторону деревни, а на Пинегу идет заросшая травой автомобильная колея. Метров через 200 после перекрестка брод через р.Копанец. Ширина брода около 10 метров, максимальная глубина 25-30 см, дно песчаное, течение слабое. Вокруг брода луга, хорошие места для стоянки.


За бродом сырой, очень разбитый глинистый участок. Пару километров идет лугами вдоль Копанца, здесь тучи оводов и слепней. Затем дорога уходит в лес. Местность слабопересеченная. Похоже, летом здесь ездят только грузовики повышенной проходимости и трактора.
Кое-кто уверял нас, что по этой дороге ходят автобусы Пинега-Карпогоры.


Дорожный указатель.


14 км. Д.Поча. Большинство домов заброшены. Магазин давно не работает. Завхоз в тоске.
Из жителей встретили только дачницу из Санкт-Петербурга, которая приехала сюда отдохнуть от людей.
За деревней перекресток. Судя по сохранившемуся указателю «конец населенного пункта» основная дорога идет прямо.


Пошли на разведку. Метров через 500 вышли на берег реки Почи. Река в этом месте широкая и глубокая. На берегу гниют остатки парома. Лодок нет. Похоже, переправиться здесь можно только зимой.


Возвращаемся назад, к перекрестку. На спидометре 15.7 км. Едем на этот раз по другой дороге, уходящей, если ехать в Пинегу, направо, к виднеющимся неподалеку останкам скотного двора и силосных ям. Там поворачиваем налево, через ворота в заборе и вперед по бывшему полю к виднеющимся впереди обрывистым речным берегам.
За полем открывается великолепнейшая панорама реки Пинеги с традиционными песчаными косами, островками и устьем реки Почи


Около реки песчаный пляж, ровные полянки, комарье сдувает ветром. Отличное место для стоянки. В принципе, здесь и планировали встать, но не доехали.


Переправляемся вброд через Почу. Брод не очень сложный. Ширина около 20 метров, глубина до 70 сантиметров, течение среднее, дно песчаное. Вещи и велосипеды переносим на спине.


У брода устраиваем небольшой привал. Перекусываем, и даже купаемся в Поче, несмотря на то, что довольно прохладно.


За бродом дороги практически нет, ориентируемся по колее, промятой на траве колесами трактора или грузового автомобиля. Возвращаемся немного назад, выходим на дорогу в районе паромной переправы, на противоположном берегу которой мы были полтора часа назад.
От берега тяжелый крутой подъем по глинистому склону. Налетает туча голодного комарья.


В конце подъема стоит гусеничный трактор, и, судя по следам, это практически единственный вид транспорта в этих краях.
Умиляет количество дорожных знаков на этой трассе. Владимир все время ворчит: Какая ж дальше дорога, коли эта не скользкая?


А дорога вот такая. Сильно заросла травой, сырая, разбитая. Топаем пешком по обочинам, там посуше.


Вскоре начинаются совсем топкие участки. Через них проложены гати, по-местному "лежнёвки". Идем, хлюпая сапогами по грязи.


Вокруг куча зверья. Перебегают дорогу зайцы, белки. Спугнули стайку цапель, какую-то большую хищную птицу, которая долго летала над дорогой кругами, обиженно свистя. Аня видела на дороге следы медведя.
на 28 км. пути вылезаем, наконец, из болота. Начинается песчано-глинистая отсыпка. Когда-то давно, видимо, тянули здесь дорогу, да так и бросили, недостроив. Качество дороги неважное, по сырому покрытию проезжали грузовики, сделали глубокие колеи, но накатать не накатали, все так и засохло. Но ехать уже можно.


На песке хорошо видны звериные следы. Вот лосиха с лосенком переходили дорогу. А вот и совсем свежие следы медведя. Шел по дороге, но, по-видимому, услышал нас и ушел в тайгу. Вид медвежьих следов значительно стимулировал нашу активность, сразу поехали быстрее.


49 км. Выезжаем к реке у д.Холм. Чем ближе к реке, тем более накатана дорога. В условиях песка это значит, что покрытие более рыхлое. Начали встречаться отдельные автомашины и мотоциклы.
Перед самой деревней перекресток, едем все время прямо.
У реки оборудована небольшая пристань из бревен, здесь пристает паром, переправляющий на правый берег Пинеги машины с лесом, который вырубают на нашем, левом берегу. Сейчас паром на правом берегу, ждет, пока машина разгрузится.


Примерно через час подплывает к нам. Огромный «Урал» с краном-погрузчиком уезжает в лес, а мы договариваемся с паромщиком о переправе. Проблем нет, нужно только часа полтора ждать, пока придет груженая машина.


Любуемся речными пейзажами.


Около половины десятого мы на другом берегу, заплатив паромщику для порядка 50 рублей. Палатку поначалу собрались ставить недалеко от пристани, на песчаной косе. Нашли место посуше, с сбегал на разведку. Результаты неутешительные. До воды идти метров 400 по рыхлому песку. У воды топко, ноги вязнут. Мелко, полно тины. Ни помыться, ни воды набрать. И полные кроссовки песка.
Светлая точка в левом верхнем углу снимка, у границы зелени- Владимир.
Ищем другое место, но безуспешно. Вокруг свалки, кучи мусора или густые заросли. Решаем ехать в сторону Пинеги, и там искать место для лагеря. От пристани едем к деревне, перед деревней поворачиваем направо, в лес. Проезжаем по дороге километра полтора, выезжаем из леса, справа кладбище, еще метров через 200 съезд налево, к реке. Когда-то здесь приставал паром. Большая площадка, открыта со стороны реки, со стороны дороги закрытая. Грязновато, но встать можно.
В целом дорога от Карпогор до Пинеги производит неплохое впечатление. Настоящий полигон для велотуристов. На ней есть почти все типы покрытия, по которым приходится ездить велотуристу. Накатанные до состояния асфальта, рыхлые песчаные, сырые и сухие грунтовые и глинистые участки, трава, болота, гати и даже два брода.


Вчера день был ясный, ночью набежали тучки, утром дождь.
2.5 км. Перекресток. Выезжаем на дорогу Архангельск – Мезень. В Архангельск и Пинегу налево.
6.4 км. Въезд в Пинегу.


Пинега - большой по архангельским понятиям поселок. Тысячи три населения. Из промышленности - лесозаготовки.
Занятный кадр. Евроремонт по пинежски.


Встретились с интересным мужиком. Учитель физкультуры, краевед, любитель велосипеда. Рассказал нам много интересного как про Пинегу, так и про ее окрестности.
По рекомендации Юрия Николаевича посетили местный краеведческий музей, который работает в бывшем доме купцов Володиных. Экспозиции интересная, подобрана с любовью. Состоит из разделов: защитники Родины, культура края, зал, посвященный жертвам политических репрессий, животный мир края, быт местных жителей. Один из залов посвящен семье Володиных, которые до революции владели чуть ли не всем в Пинеге.
В поселке пообедали в кафе, попробовали местных пирогов и шанег, едем дальше.


Посещаем достопримечательности, согласно перечня, сообщенного нам Юрием Михайловичем.
23 км. Перекресток. Слева озерко, направо подъем на Красную Горку. Поворачиваем направо, поднимаемся по крутому, сыпучему песчаному подъему. Начало очень крутое, колеса по песку проворачиваются, идем пешком. Вторая половина попроще, можно ехать.
25 км. Конец подъема. Красная горка. На самой горе здание монастыря. Монастырь реставрируется, одно из зданий превращено в гостиницу. Тут же всякие удобства: ресторан, баня и т.п. На склонах оборудуются горнолыжные трассы.


Рядом развалины церкви, купол обрушился, колокольня стоит. Внутри на стенах остатки фресок. Около колокольни выложены могильные плиты. Одна из них с могилы князя В.В. Голицина. Кто интересуется историей, или, хотя бы читал роман А.Толстого "Петр Первый" помнит этого фаворита царевны Софьи, которого после стрелецкого восстания должны были казнить, но заменили казнь ссылкой в Архангельскую область. Тут он и прожил остаток жизни. Надгробье сделано, судя по его виду, недавно. Остальные плиты древние, 18-19 век.


Сюда, в глушь, новые веяния доходят медленно, здесь до сих пор верят в заветы вождя.


А вообще, Красная горка известна тем, что с ее вершины, с высоты около 200 метров открывается широчайшая панорама Пинежья. На десятки километров видна река, леса, деревни по берегам, острова и песчаные косы. Вид очень красивый.


Что может быть приятнее, чем в красивом месте употребить по назначению бутылочку пивка! Мусор, конечно, увезем с собой, до ближайшего мусорного контейнера.


32 км пути. У дороги площадка, от которой в лес уходят деревянные мостки. От дороги идти километра полтора, местами по мостикам, местами просто по корням. Много комарья. Справа и слева провалы, вначале маленькие, потом огромные. Провалы здесь называют логами. В одном из них находится Святой ручей – небольшой водопадик среди громадных камней и скал. Вытекает из скалы, и метров через десять снова уходит под скалу.


Местные скалы состоят из гипса, материала непрочного, рыхлого, с множеством щелей и прожилок.


Гипс легко размывается водой, образуются огромные подземные полости. Потом они обрушиваются. Так образовались лога.


через полтора километра от тропы к ручью база отдыха «Голубино». Шикарные бревенчатые корпуса, ресторан, три бани, бассейн. Метрах в двухстах ниже по реке оборудованная стоянка для самодеятельных туристов – столик, кострище со стойками, туалет. Можно пройти от базы, тропа начинается у ресторана, или проехать чуть по дороге, и сразу за базой повернуть налево, на уходящую в лес грунтовку.
На стоянке стоит группа москвичей, сплавляющихся на байдарках от Кулоя. Они пришли чуть раньше нас, успели договориться на базе, чтобы им протопили баню. Баня на два часа стоит четыреста рублей.
Брызнул дождь, но мы к нему привыкли. И настроение хорошее, домой уже едем!


В конце дня над рекой появилось какое-то непонятное явление. Радуга - не радуга, так,ни то ни сё. Но все равно красиво.


Итак, 26 июля.
Утром собрались посетить Голубинскую пещеру. Сейчас вход в пещеру закрыт решеткой, ходят туда только организованные группы в сопровождении экскурсовода. Группы формируются на турбазе. Вчера нам сказали, что группа в пещеру идет в 10:00. Сегодня же выяснилось, что группа идет вначале к Святому ручью, и только потом в пещеру. Чтобы не сидеть без толку на турбазе, сходили к Святому ручью еще раз, на этот раз в сопровождении экскурсовода. Сходили не зря. Выяснили, что есть еще один выход ручья на поверхность. В большом красивом гроте высотой метров 10 ручей падает с вертикальной стенки высотой около метра, и метра полтора шириной


Этот водопад покрасивее, чем первый, хотя подход к нему посложнее, не оборудован лестницами и мостиками. К гроту ведет тропа, которая отходит от основной метров через 200 от начала, и ведет метров 150-200 по камням прямо к провалу.


Подготовка к экскурсии в пещеру оказалась делом непростым. Экскурсантам нужно получить одежду, сапоги, перчатки, каски. Мы почти экипированы, поэтому среди общей суеты сидим балдеем.


... а также развлекаемся в меру своей фантазии.


Наконец, каски и фонарики получены, подписи в журнале инструктажа поставлены, фото на память, и идем в пещеру. Оказалось, что она расположена совсем рядом с нашей сегодняшней стоянкой, нужно только повернуть от дороги в лес и пройти метров 150.


У входа в пещеру наледи и сосульки


Коридоры и гроты густо заросли крупными хлопьями инея


В пещеру недавно провели электричество, развесили светильники, но пока подсветка не работает. Фото сделано со вспышкой, но на самом деле в коридорах полумрак, стены в лучах фонарей сверкают тысячами звездочек. Настоящее царство Деда Мороза.


Вначале коридоры низкие, идти приходится полусогнувшись, кое-где ползти на коленях


Дальше пещера расширяется, можно выпрямиться в полный рост.


Залов мало, и они небольшие. Узкие коридоры с почти идеально гладкой крышей напоминают тоннели метрополитена. Проходим по пещере километра полтора, здесь на полу начинаются полосы топкой глины, экскурсии дальше не водят. Всего длина пещеры более трех километров.
Наш экскурсовод Оля предложила выключить фонарики и помолчать. Традиция такая. Пару минут проводим в абсолютной темноте и почти абсолютной тишине.


В этом месте с потолка свисает пласт породы. На чем держится непонятно. Судя по виду, должен скоро рухнуть. Ежедневно сюда приходят сотрудники заповедника, измеряют высоту, угол наклона и т.п.
Это пласт называется "тещин язык". Его нужно почесать, и тогда твоя теща будет говорить про зятя исключительно в положительном ключе.


Возвращаемся к выходу из пещеры. На обратном пути посмотрели протекающую по одному из залов подземную речку, которая, собственно и пробила эти коридоры.
На базе предлагают еще экскурсии в Тараканий лог и на реку Сотка. Тараканий лог здесь же, в паре сотен метров от пещеры.
Сотка подальше. Судя по висящим на стенках склада фото, на Сотке живописнейший каньон. Река впадает в Пинегу чуть севернее поселка Пинега, но каньон на территории заповедника, попасть туда можно только с экскурсией. Впрочем, проверять информацию, как и идти на экскурсию, некогда. Послезавтра поезд домой, до Архангельска 180 км, а мы еще хотим посетить музей – заповедник в Малых Корелах. Нужно ехать!
После экскурсий выезжаем поздно, в половине четвертого вечера. Сразу за турбазой крутой подъем, дорога идет среднепересеченная.


4 км. На спуске очередной провал – Пехоросский лог. Здесь живописное место – высокие скалы, речушка, вытекающая прямо из горы. Как нам сказал Юрий Николаевич, здесь еще одна пещера, эта дикая. К ней с дороги ведет тропинка, но мы в цейтноте, пещеру искать не стали, едем дальше.


Таежное озеро.


16.6 км. Река Белая. Опасный спуск, тяжелый подъем


30 км. Перед деревней Березник выезд на берег Пинеги. Сразу за спуском отворотка к берегу, возможно, есть место для стоянки. Дальше дорога идет берегом реки на протяжении полусотни километров.


Места открытые, продуваются ветром, и потому дорога здесь сухая. Регулярно проносящиеся мимо лесовозы поднимают тучи пыли. С лесовозами нужно быть аккуратней. В паре мест на поворотах видели кучи высыпавшихся из кузовов бревен.
Причем в месте, изображенном на предыдущем фото, машина с пустым прицепом еще стояла рядом с кучей, значит бревна высыпались буквально перед нами.


46 км. Д.Кузомень. Въезд засыпан кучей щебенки, машины идут в объезд. К этому времени набежали тучи, пару раз прошел холодный дождь. Стало ясно, что пора вставать на стоянку. Но нужны кое-какие продукты. Выяснили, что магазин в синем вагончике на въезде в деревню. Магазин уже закрыт, но хозяин живет тут же, в соседнем доме. Попросили его, и он охотно продал нам все, что нам было нужно.
У Кузоменцев довольно оригинальные понятия о велосипедных запчастях.


50.5 км. За километровым указателем 141 км от Архангельска съезд к реке. Немного пошарив по берегу, справа от съезда, метрах в ста за придорожными кустами хорошая площадка на берегу реки. Ставим палатку.
После дождя посвежело, хотя и до того от жары сильно не страдали. Река парит. Сходил за водой, потом весь вечер хожу, мурлычу под нос "Smoke on the water".


27 июля.
Утром облачно, северный ветер, сыро, прохладно. Мелкая изморось. Перед выходом совершаю традиционный походный ритуал сжигания грязных носков.


Сегодня только езда, никаких интересных объектов по дороге нет. Разве только вон та белка на лиственнице. Пока доставал фотоаппарат, белка ускакала на верхушку, остались одни шишки.


29 км. Пос.Белогорский. До поселка уже надоевшая песчаная грейдерная дорога. Едем берегом реки, практически без спусков и подъемов. В поселке столовая работает с 5:30 до 24:00. Начинается приличного качества асфальт.
58 км. Конец асфальтового участка, снова песок.
60 км. Река Малая Юра. За рекой устроили небольшой привал. Около дороги лесок. Зашли туда, там черничник, брусничник. Брусника еще неспелая, а черники наелись.


Только перекусили - пошел сильный дождь, ветер усилился. Холоднеет прямо на глазах. Вначале, было, попытались дождь переждать, но очень быстро начинаем мерзнуть. Лучше ехать. Переобуваемся в сапоги, едем дальше.


78 км. Пос. Рэмбуево. В поселке есть магазин, работает допоздна. Дождик все усиливается, по дороге ехать невозможно. Вода подняла песок, колеса вязнут. Последние километров 8 идем пешком, с черепашьей скоростью. Слева от дороги видны широкие протоки, островки. Выехали к Северной Двине.


82 км. За д. Вождорма вновь начинается асфальт
95 км. Сильный дождь с холодным ветром не прекращается уже четыре часа. Несмотря на влагозащитную одежду, промокли насквозь. Безуспешно ищем место для стоянки. Вокруг заболоченные участки. Пока лазили по болотам, налили еще и в сапоги. Населенных пунктов давно не было, и неизвестно когда будут, карты на этот участок нет. Время позднее, погода плохая, транспорта нет. Состояние близкое к панике. К счастью, увидели недалеко от дороги в лесу вагончик-бытовку. Внутри помойка. В центре крыши дыра, куда выходила труба от печи. Сейчас печки нет, в дыру льет дождь. Единственное не забитое досками окно выбито, в него сифонит, как из ветродуя.


Но в одном крыле сухо. Убираем мусор, забиваем окно полиэтиленом, застилаем пол разбросанными тут же листами фанеры и ДВП, ночлег готов. Внутри есть сухие дрова, удается достаточно быстро развести на улице костер, вскипятить чай, разогреть тушенку. Больше ничего готовить не стали, готовить невозможно, дождь все поливает, как из ведра. По радио сказали, что сегодня в Мирном запустили какой-то спутник. Наверное, проткнули в небе дырку.
Чтобы согреться, принимаем двойную дозу огненной воды, после чего засыпаем сном праведников.



28 июля. Последний день похода.
Дождь лил всю ночь, льет и утром. Хотя сила значительно уменьшилась.
6 км. Д.Боброво. Продукция местной пивоварни известна как архангельский пивной брэнд "Боброфф". Правда, объем продукции невелик, попробовать здешнего пива нам так и не удалось. Даже в магазине рядом с проходными не было.


Тайгу в Архангельской области вырубают со страшной силой, просто хищнически. Аж президент с премьер-министром это недавно поняли. Зато висит в лесу такая вот наглядная агитация.


25 км. Д.Малые Корелы видно издалека. Здесь знаменитый музей-заповедник деревянного зодчества под открытым небом. Сюда со всей области свозят памятники архитектуры: деревянные дома, амбары, часовни, мельницы, колокольни. Экспозиция разделена по районам – Каргопольский сектор, Мезенский сектор и т.д. Вход в музей - 40 рублей. Экскурсовод – 600 рублей. Интереснейшая экскурсия длится около 2-х часов


Очаровательная экскурсовод Оля (у нас создалось впечатление, что все в Архангельской области экскурсоводы - Оли) рассказала нам много о жизни местного населения. Кстати, я слышал где-то мнение, что только здесь, среди архангелогородцев сохранилась генетически чистая линия русского народа.
А это изба зажиточного крестьянина. Жили на втором этаже. В отличие от Центральной России, где дом был отдельно, двор отдельно, на севере хозяйственное помещение - поветь строилось заодно с домом, чтобы зимой, не нужно было выходить на мороз. Виден ведущий к повети взвоз, на который въезжали лошади вместе с телегой. По центру взвоза бревна - лестница для лошадей.


Внутренний интерьер дома. Семьи были большими. В красном углу сидел хозяин или гость. Вокруг, на лавках, сыновья. На приставной лавочке дочери. Жены сыновей за столом сидеть не имели права, черпали ложками еду через головы дочерей.
Справа подвешена зыбка - люлька для младенца. Зыбка накрыта ношеным сарафаном матери, чтобы ребенок чувствовал запах матери и спал спокойно.


А такими ковшами поморы разливали пиво Мы с Вовой прониклись. Справа ткацкий станок.


Амбары обязательно имели дырку в двери - для кошек, которые оберегали урожай от мышей. Ставили амбары подальше от жилья, чтобы не сгорели в случае пожара.


А таких церквей мы уже повидали по области очень много.


Карбасы. На таких лодках поморы до сих пор ходят в море за рыбой.


Лодки невелики, а море северное суровое. Часто рыбаки попадали в шторм. Если удавалось спастись, ставили на берегу крест. Крестов таких по берегам моря и рек стит много до сих пор.


Эта наглая белка тырит казенную паклю для личных нужд прямо на глазах у изумленной публики.


Центральная площадь музея. Фото на память и снова в путь.


А это образец современной архитектуры Архангельской области. Много-много мелких окошек (штук до 15-20), фасад на юг, поветь на север, сбоку крылечко, наверху небольшой мезонинчик. Подобных домов в местных деревнях практически 100 процентов.


34.0 км. Река Юрас, стоит указатель Архангельск. Проводим по этому поводу небольшой митинг. Потм едем все время прямо. Проезжаем Ленинградский проспект по всей длине. Проезжаем путепровод под железной дорогой. На первом же светофоре поворачиваем направо. Далее все время прямо, по дороге к ж/д вокзалу на перекрестках есть указатели.
50.0 км. Железнодорожный вокзал. Конец путешествия.
Итого за 14 дней пройдено 725,2 км. из них:
- асфальт – 265,2 км
- грейдерные дороги – 361,2 км
- тракторные дороги с песчаными участками – 18 км
- участки зимников – 40,5 км
- туристские тропы – 30,3 км.
Поход обошелся каждому в 4185 рублей, из них:
- транспортные расходы: 2 045 руб.
- билеты в заповедники, музеи, экскурсии - 570 руб.
- остальное питание.

Вот и сказочке конец. Кто смотрел и слушал - молодец.


Домой