Мурманская область, июль 2007 г.

12.07.07. Перешеек полуострова Средний - г. Печенга - Мурманск

Сторожевик Ночью у лагеря встал на якорь военный корабль, и всю ночь тарахтел дизелем под самым ухом. Встаю рано, в шесть часов, утро традиционно начинаю с ремонта многострадального колеса. Спасибо братьям-китайцам, заплаток в наборы много кладут, а у нас таких наборов аж две штуки. Клею заплатки изнутри покрышки одна к одной, штук до десяти - пятнадцати в ряд. Самое плохое то, что вторая покрышка тоже начала прожевываться. Ну, ничего, до Печенги километров 50 осталось, как - нибудь доеду.
Работу закончил, ребята еще спят. Сижу, развожу костер, над головой шум. Стая диких гусей полетела в сторону моря.
Еще вчера с вечера небо начало затягивать облаками. Облака сейчас висят по всему небу, но есть просветы, надеюсь, что разойдется.
Начало немецкой дороги Выезжаем около полудня. Только отъехали, у меня затрещало колесо. Господи, когда же это кончится! Слезаю с велосипеда, смотрю на втулку. Вчерашняя езда на голом ободе не пошла колесу впрок. Выскочил пыльник подшипника, шарики лежат черт знает как. Кермези папах! Промываю шарики ВДшкой, кладу в подшипник смазку, забиваю пыльник. Едва трогаемся, начинается дождь.
Что же, привычно закрываем рюкзаки пленкой, идем к перевалу. В спину дует сильный ветер, и идти легко. Через час сорок минут мы уже наверху.
На спуске набрал адреналина полные штаны. Чтобы ненароком не зацепить кривую переднюю покрышку колодкой, передний тормоз я отключил. Один задний держит слабо, поэтому на кручах приходится тормозить пяткой то о скалу, то о щебенку, закладывать крутые виражи, лихо пролетая мимо моих осторожничающих на крутых поворотах товарищей.
Наконец, подъезжаем к перекрестку. Направо уходит дорога, известная среди велотуристов, под именем "Немецкая".
Конструкция дороги Рассказывают, что дорогу эту построили и активно эксплуатировали немцы с 1941-го по 1944 год, когда они на склонах хребта Мустатунтури вели бои за полуостров Рыбачий. Дорога сделана аккуратно, можно сказать любовно. Обочины грамотно проложены плоскими камнями, наклоном внутрь, чтобы не разъезжались. Вдоль обочин даже можно различить некое подобие дренажных канавок, а само покрытие отсыпано из мелкого щебня с песком и там, где поверхность не размыта талыми водами, ехать очень легко и приятно. Хотя дорога с 1944-го года, чувствуется, ни разу не ремонтировалась, до сих пор эта дорога, наверное, лучшая из грунтовок в Мурманской области.
Остатки укреплений У дороги можно рассмотреть остатки складов, блиндажей, других строений, сохранившихся с времен войны. В этих ямах у обочины, судя по количеству развалившихся жестяных коробок и остатков прогнивших насквозь винтовочных патронов, были оружейные склады.
Мина Есть здесь кое-что и посерьезнее винтовочных патронов. Стоит такая дура, длиной в полметра, на камешке у дороги, и все проезжающие мимо играют в русскую рулетку: взорвется или не взорвется?
Ларасъярви Дорога нескучная. Постоянно петляет вокруг множества озер. Постоянные крутые подъемы...
Каменистая дорога ...сменяются крутыми спусками.
Мост Этот мост взорвали еще немцы при отступлении. А зачем, собственно говоря, русскому человеку мост, когда можно и так проехать?
Озеро в тумане Волнами идет туман. Иногда такой густой, что ничего не видно уже в паре десятков метров. Придорожные озера кажутся безбрежными.
Три года назад мы полдороги проехали в солнечную погоду, и я был просто поражен красой здешних мест. А теперь сумрак и туман свели всю красу на нет. И пейзажи смотрятся бледновато, словно гламурные красотки без макияжа и Фотошопа.
Дорога у озера В редких просветах все же иногда появляются живописные картинки. Например, вот это озеро. За перегибом дорога выходит на берег, и волны бьются прямо в обочину. За скалами ветровая тень. Тихо, уютно. Даже в этот ненастный день хочется здесь остановиться и отдохнуть, но нужно ехать. Сегодня мы должны успеть в Заполярный, на идущий до Мурманска поезд.
Юра с картой На вершинах гор округлые каменные глыбы - сейды. Этим камням местные жители поклонялись, как богам. Приносили им жертву, в основном харчами, чтобы была на охоте или рыбалке удача. Хотел и я трусливо пожертвовать сейдам хотя бы конфетку. Есть у меня один грех перед ними. В прошлый раз я по незнанию под одним из них сходил в туалет. Подумал, подумал, - а вот хрен им!. Ладно, я виноват, еду и беспокоюсь, выдержит ли колесо. Расползается на глазах по всем швам. А Юра с Володькой при чем? Зачем на них такая сырость и ветер?
Под одним из таких камней, стоящем, как на ножках, на нескольких маленьких камешках, Юра находит очередной тайник. А у меня тем временем расползается вторая покрышка. Наскоро заклеиваю разрыв. Бандаж делать не из чего, весь запас резины израсходовал еще утром. Зато есть моток скотча. Обматываем камеру им, до Печенги осталось каких-то десять километров.
Печенга Въезжаем в лес, долго спускаемся по сырой глинистой дороге. Выезжаем, наконец, к губе Печенге. Отлив. Очень хорошо, нам нужно вброд перейти речку Каккурийоки. В отлив там воды по колено, зато в прилив уровень поднимается более, чем на метр.
Перед бродом покрышка рвется еще раз. Заклеиваем. Проезжаем через стрельбище, выезжаем на шоссе, покрышка рвется. Клеим, спускаемся к Печенге, переезжаем мост, поворачиваем к Заполярному. Покрышка рвется. Штопаем. Подъезжает машина ГАИ. Водитель спрашивает: "Ребята, проблемы?" Говорим, да, вот проблемы технические.
Кстати, решили у них спросить, как лучше до Мурманска добраться.
То, что в Заполярный можем не успеть, поняли уже давно, остается надежда на станцию Луостари, где поезд проходит, согласно выкачанному из Интернета расписанию, около трех ночи.
Гаишники подумали, и сказали, что до станции Луостари мы не проедем. Поворот на нее на полдороге между Печенгой и Заполярным, но там участок очень плохой грунтовки. Ехать туда не имеет смысла. Еще сказали, что на той станции только формируют составы для военных, и поезд там вообще не останавливается.
Колесо В результате в Мурманск ехали на грузовом такси, которое любезно подогнали нам ГАИшники. Часа в три ночи мы уже на железнодорожном вокзале, дремлем на лавочках.
Итого прошли 53 км со средней скоростью около 7 км/ч.
А в таком состоянии были оба моих колеса. Совершенно новая резина не прошла и четырехсот километров. Явная лажа. Пришлось в Мурманске закупать и ставить на колеса новый комплект резины.
Назад Домой Вперед

Hosted by uCoz