Мурманская область, июль 2007 г.

16.07.07. Ручей Суолуай - Сейдозеро, избы Саррьлухткинд

Первое, что увидел, открыв утром глаза - потолок палатки, весь черный от комарья. Этих насекомых, как выразился вчера Юра, нереальное количество. Достаю из рюкзака спиральку фумитокса, зажигаю в предбаннике, и вновь ныряю в спальник. Минут через пять - десять раздается стук дохлых комаров о ткань палатки. Словно град пошел. Крупные, гады. Падают тысячами. Все вещи, пол предбанника палатки усеяны комариными трупами. Жутко.
Вылезаю из теплого, уютного спальника и напяливаю на себя "рабочую" одежду, пропитанную насквозь водой и холодную. Когда вышел, на улицу, комаров в лесу гораздо меньше. Такое впечатление, что те, которых я потравил, слетелись с половины леса. Однако, стоило мне выйти, как тут же заявились, еще больше.
Ребята встают в 11 часов, я успел уже приготовить завтрак. Чувствуется, что вчера намучались, ходим, словно вареные, все делается как-то медленно, будто через силу. Хотя вчера к озеру очень спешили. Собрались только к часу дня. Вначале нужно дорогу найти. Я сбегал назад, до начала ущелья, но ответвлений от тропы так и не нашел. Юрка обследовал все впереди, тропы тоже не нашел. По жипиэсу определили свои координаты. Достаем карту, компас, берем азимут и прем напрямик, через лес, через буреломы, через болота.
Идти тяжело. Вон внизу, вроде бы лес чуть лучше, без завалов. Спустились вниз, попали в болото. Поднимаемся вверх – снова завалы. Но потихоньку, потихоньку пробираемся вперед. За кустами и полосой болота уже показалось озеро Щучье. Я своим органом шестого чувства (пятой точкой) чувствую, что где-то совсем рядом должна быть тропа. Применяем аритллерийский прием "вилка". Сворачиваю направо, вниз, в сторону болота, а Юру прошу посмотреть слева, наверху. Только разошлись, слышу Юрин голос: "Есть тропа, в 50 метрах!" По тропе идти легче, но совсем недолго. Она вскоре уходит в болото. Идем, чавкаем сапогами по трясине, ноги проваливаются выше щиколотки. Юрке плохо в его галошах. Опять мокрый насквозь. Но, в основном, идти можно. Кое-где только случаются казусы. В одном месте я попал ногой в дыру между камней, провалился по колено, хорошо, что ногу не сломал. В самом конце болота небольшой ручеек и за ним уже видна сухая земля - поросший высокими елями холм. Через ручей перекинуты несколько тонких, ненадежных жердей. Бросаем велосипеды, перетаскиваем рюкзаки, доносим их до леса, ставим на землю, возвращаемся за велосипедами. С велосипедом идти немного посложнее, чем с рюкзаком. Он на одну сторону перевешивает. Подо мной подламывается жердина, соскальзываю с мост, и снова выше колен в холодную воду.
Выходим на развилку дорог. На карте ее нет. Иду по правой дороге на разведку, и почти сразу выхожу к избушке.

Изба Это и есть цель нашего сегодняшнего (вернее, еще вчерашнего) перехода. Ладная бревенчатая избушка с отгороженным рубероидом крыльцом. Дверь закрыта на грубо вырезанную вертушку. Дальше вторая дверь, эта закрыта уже на замок. Что там закрыто, непонятно, весь инвентарь аккуратно сложен и составлен на крыльце. Наверху просторный чердак. Рядом недостроенная баня, в глубине леса сарай.
Рисунок 1 Вокруг развешаны картины сюрреалистической направленности.
Рисунок 2 И даже камни некоторые разрисованы. Вот, например, портрет чайника на фоне леса.
Камень На восток от избушки, в сторону Ловозера, идет нехарактерная для этих мест хорошая дорога. В начале дороги лежит большой плоский камень почти квадратной формы. Про этот камень мне рассказал друг, участник известных экспедиций профессора Дёмина, посвященных поискам Гипербореи.
Оказывается, уровень радиации над камнем почти в десять раз выше, чем над почвой рядом с камнем. Участники экспедиции хотели поднять камень, но им не разрешили. Тогда камень просто подкопали, и, якобы, обнаружили какие-то руны.
Яма у камня еще цела, но рун мы так и не увидели, сколько не вглядывались. Так, черточки какие-то.
У костра К избе вышли примерно в три часа дня. Первое время вообще делать ничего не могли, просто ходили туда-сюда, отходили от дороги. Потом Юрка схватил топор, побежал в лес рубить дрова. Я развесил сушиться вещи, поставили с Вовой палатку, чтобы просохла.
После обеда Юра долго сидит у костра, весь остаток дня. Пытается согреться и просушить вещи. Кроссовки на камнях порвались, подошвы отлетели. Придется выбрасывать.
Саррьлухт На улице к концу дня температура начала подниматься. Дошла до +16 градусов. Вова полез купаться, ему жутко понравилось. Говорит, если бы не комарье, искупался бы еще не раз.
Облачность переменная, и непонятно уже, с какой стороны тянет. К вечеру ветер переменился, подул с востока.
Пейзажи меняются, как в калейдоскопе. Вернее, пейзаж один и тот же, а подсветка разная. То солнце все осветит, то пятнами, то набегут тучки. То одно ущелье освещается, то другое, то склон горы, то просто елки выплывают из сумерек. Завораживает.
Сижу с биноклем, осматриваю склоны гор за озером. Прикидываю: вон, если там подняться, правее распадка, там километра два всего круто. Затащим вещи, зато дальше выходим на плато, уже проще будет.
Долина Чивруая Хотя выход с озера запланирован чуть дальше, по реке Чивруай. С велосипедами там впервые прошли в августе 2001 года питерцы Сергей Кочетков и Василий Колядко. По их описанию подъем несложен, но что-то после вчерашнего не очень мне хочется по лесу топать. Ну, да ладно, отложим эту проблему. Завтра виднее будет .
Вон она, широкая и длинная долина Чивруая. И перевал со снежником виден.
Облака Спать ложимся в избушке, на чердаке. Ждали, когда хозяева придут, всё в избушке говорит о том, что ушли они совсем ненадолго, и вот-вот вернутся. Но ждем напрасно. Когда уже спим, в третьем часу ночи, снаружи послышались голоса, но, судя по разговору, это всего лишь туристская группа мимо дома прошла.
Итого по маршруту прошли сегодня всего километра два с небольшим.

Назад Домой Вперед

Hosted by uCoz