Мурманская область, июль 2007 г.

19.07.07. Ручей Чивруай, 470 м над уровнем моря - д. Пунча

Лагерь под перевалом
Проспали, с небольшими перерывами, часов четырнадцать. К утру небо немного расчистилось, пару раз ненадолго выглянуло солнце.
Сейдозеро от лагеря
Ветер все еще сильный, но направление чуть поменялось, теперь он гоняет тучи над Сейдозером.
По мхам Быстро готовим завтрак, завтракаем, собираемся и выходим. Сегодня будет покруче, чем вчера. Вчера за 7 километров пути набрали 250 метров высоты. Сегодня на вдвое меньшем расстоянии нужно подняться на 400 метров.
Обходим морену
Почти сразу попадаем на морену. Обходим ее низом, по самой кромке, берегом ручья. Здесь и дальше пройти можно только "челноком".
Прыжок через реку Морены следуют одна за другой. Кое-где, чтобы пройти, приходится прыгать через ручей.
Озеро на 508 м. На высоте 508.6 м небольшое симпатичное озеро.
Вова и облака Потихоньку небо снова затягивает тучами.
Заблудились Упираемся в крутейший каменный завал. Та же проблема, что и вчера. Тропа не промаркирована, на камнях следов не видно. Куда идти? Нужно разведать. Спускаюсь с десятиметрового обрыва по "живым" камням, перехожу ручей, пытаюсь найти дорогу на левом берегу. Там еще хуже. Камни переворачиваются, падают, под ногами вода. Возвращаюсь назад, влезаю на завал. Тут пройти можно. Итого на разведку потеряно почти час драгоценного времени. Драгоценного в буквальном смысле слова, потому что на завтрашний вечер взяты билеты на поезд, а нам нужно не только перевал пройти, но еще километров 90 до Апатит добираться..
Перекус у водопада Высота 600 метров. Только что поднялись на верхушку морены. Тут плоско и очень сыро. Мох хлюпает под ногами, множество ручьев. Мы находимся на правом берегу Чивруая, чуть выше места, где в него впадает левый приток. Кажется, что там не так круто, и Вова предлагает идти туда. Но я совсем недавно был на том берегу, и привожу свои весомые аргументы за то, чтобы туда не соваться.
Здесь, перед началом перевального взлета, устраиваем последний перекус перед перевалом. Одновременно брызгает дождь, по которому мы, честно говоря, еще совсем не успели соскучиться.
Водопадик Начало перевального взлета. До этого всю дорогу шли правым берегом Чивруая, только перед озером на отметке 508.6 пришлось перейти на левый берег, пройти по нему метров сто-сто пятьдесят и вернуться опять на правый.
У этого водопада нужно перейти на левый берег окончательно и под острым углом к ручью подниматься наискосок - вверх по постепенно сворачивающему вправо склону. Тропы нет. Сделав ходку с рюкзаками, за велосипедами возвращаемся, ведомые шестым чувством, иначе не найдешь. Иногда не помогает и шестое чувство. Тогда помогает GPS. Юра заносит в прибор координаты точки, где оставили технику, и на обратном пути направление на нее всегда известно.
В принципе, подъем технически не так уж и сложен. Весь проходится ногами, без страховки. Но постоянные прыжки по камням выматывают.
Прячемся от ветра Последний бросок, и мы наверху. Высота 850 метров. Здесь однообразная каменистая пустыня. Единственный ориентир - вон тот круглый камень на вершине невысокой каменной же стенки. За ней можно укрыться от пронизывающего ветра, отдохнуть и перекусить.
Водопады на скале Дождь все идет. С вершин обрывов вокруг ущелья вниз летят потоки воды. Времени три часа дня. Итого на четыре километра подъема затрачено шесть часов.
Сидеть даже за камнем холодно. Пора спускаться. Достаем широко известную в Интернете карту-километровку с обозначением туристских троп. Наша идет на юго-восток, через гору Страшемпахк.
Идем туда, в надежде найти тропу. Но вначале забираем сильно правее, обходя топкое место, откуда начинается Чивруай. Вскоре впереди показываются жуткие обрывы. Это склоны цирка вокруг озера Киткявр. Значит, забрали вправо слишком далеко. А небольшой холм, на котором сейчас стоим - не что иное, как вершина, обозначенная на карте-пятисотметровке, как 850.5.
Уходим резко влево, точно на восток, обходя овраги, которыми начинается русло Киткуая. Сгущается туман, и ни фига не видно. Вокруг сплошной курумник, и никаких ориентиров. Приходится применять испытанный метод. Определяем свои координаты по GPS, ищем на карте точку, от нее берем азимут и топаем дальше по компасу. Вначале примерно километр на восток, потом три на юг. Пытаемся найти тропу, видим пару раз пирамидки, но в тумане следующей не разглядишь, тропу тут же теряем.
Умбозеро Жутко болят наломанные на камнях ноги. У меня после старого перелома подвижность левого голеностопа процентов 60, постоянно цепляюсь ногой за камни. Каждый удар отдается острой болью в пальцах ноги (кермези папах!), пару - тройку раз серьезно падаю, поранив еще и руку об острые камни (хоть и иду в перчатках).
Моим друзьям не легче. Страшемпахк они уже переименовали в Страшного Пака, и теперь ворчат: "Во дает кореец!"
Ветер снова повернул, и дует уже с севера. Забираем чуть влево, делая небольшой крюк, чтобы побыстрее уйти от ветра за гребень горы. Наконец, дорога ощутимо пошла вниз, и уже приходится выискивать проходы среди небольших обрывов. Еще немного, и появляется мох, а затем и трава. Впереди, за длинным плоским языком отрога Киткюн блестит Умбозеро. А справа... Справа виден распадок, где течет река Киткуай, и на склоне виднеется светлая нитка дороги.
Дорога манит нас, как огонь манит мотылька, как взгляд удава манит кролика. Грузим рюкзаки на велосипеды, и зачарованно, словно крыс Рокфор из мультфильма про Чипа и Дэйла к сыру, бредем поперек склона в сторону распадка. Прем напролом, втискиваясь в едва заметные щели между камнями и перетаскивая велосипед через многочисленные мелкие ручейки, которые чуть ниже сливаются в большой ручей, левый приток Киткуая.
Дорога для адских водителей Стаскивая рюкзак, дал себе торжественное обещание не одевать его до конца похода. Но обещание тут же пришлось нарушить. Для того, чтобы выйти на дорогу, нужно еще попрыгать по камням, переправляясь через бурный поток Киткуая. Слегка ошалевшие, прикручиваем педали, крепим получше рюкзаки, и, подгоняемые попутным ветром, едем. Наконец-то едем!
Из фото ясно, что дорога предназначена исключительно для адских водителей. Трясемся по щебенке, объезжаем лужи. Цепляясь за ветки деревьев, въезжаем в лес. Километра через три брод. Дорога переходит с правого берега Киткуая на левый. Брод серьезный. Не широкий, но довольно глубокий. "По пояс будет", как говорил старшина Васков. И течение сильное.
Дальше проще. На дороге камни сменяются плотно прикатанным песком. Среди придорожных елей торчат шляпки грибов. Доезжаем до перекрестка, недалеко видно озеро. Хотели останавливаться, но вокруг озера болото. Несмотря на мои робкие возражения, едем дальше. Возражения связаны с тем, что дорога от Пунчи до Ревды носит название "Долина тысячи ручьев" и, судя по описаниям, с местами для стоянок там проблемы. На следующем перекрестке сворачиваем не на ту дорогу (на карте она совпадает с линией сетки, не разглядели), пока поняли, что едем не туда, проехали километра полтора. Возвращаемся обратно. Переезжаем железную дорогу, поворачиваем налево и еще пару километров шлепаем где верхом, где пешком по многочисленным лужам. Наконец, по железнодорожному мосту перебираемся через мелкую речку, вытекающую из под означенного моста. Это река Пунча. У дороги небольшая вырубка, хорошее место для палатки. На сегодня все. Несмотря ни на что, прошли 20 километров с хвостиком.

Назад Домой Вперед

Hosted by uCoz