Назад Домой Вперед

5 августа 2008 г. Соловецкий монастырь

Рано утром.
Кремль

В 6:00 звонит будильник мобилы. Выползаю из палатки. У костра уже сидит Олег с традиционной кружкой утреннего кофе и папиросой в зубах. Варим дарёные макароны с тушенкой. Засыпали две пачки, показалось жидковато. Всыпали третью.  Встает Аня. Кричит из под тента, что чайки разворотили пакеты с едой, утащили Олеговы крендельки. Чаек вчера весь вечер прикармливали наши дамы.

После завтрака идем на экскурсию по Кремлю. Проходим мимо величественных стен, сложенных из "дикого" камня, с мощными круглыми башнями по углам. У стен еще сохранились остатки рвов, некогда залитых водой.

Ров

Заходим в гостевой домик у монастыря, где расположено экскурсионное бюро. Экскурсия в 11:00, у нас полтора часа свободного времени. Берем билеты (300 рублей взрослые, 200 льготные). Идем гулять по монастырю. Первое, на что обращаем внимание, пройдя через главные ворота – стоящий на деревянном помосте небольшой, зеленый от патины колокол. Только подошли, тут же откуда-то вылез мордатый серый котяра, залез на помост и стал позировать для фото. 

Кот

Следом появился его коллега, уселся рядом, и так они сидели, пока мы не ушли. Несмотря на наглые попытки котов отвлечь наше внимание, ознакомились надписями. Колокол имеет собственное имя Благовест, и подарен монастырю Александром Вторым в честь чудесного спасения монастыря от английской бомбардировки летом 1854 года. История вкратце такая. В те времена шла русско-турецкая война, на стороне Турции выступали Франция и Англия. Английская эскадра хозяйничала в Белом море. Англичанам потребовалось пополнить запасы продовольствия на кораблях, и они, встав напротив монастыря, пальнули из пушки, вызывая монахов на переговоры. Слабо разбирающиеся в морской сигнализации монахи подумали, что уже начался обстрел, и пальнули из пушки в англичан. После чего английская эскадра двенадцать часов палила по монастырю изо всех орудий. Результат был нулевой. Не удалось ни убить ни ранить ни одного из защитников острова, да и разрушения были минимальны, хотя неразорвавшиеся ядра находили потом даже в церквях за иконами. Естественно, такой исход был расценен, как божье чудо, история обросла легендами, и теперь ее с удовольствием рассказывают туристам.

За углом звонница, где в рядок висят 22 колокола.

Звонница

Вообще-то они должны висеть на колокольне, но колокольню сейчас ремонтируют. Колокола новенькие, недавно отлиты на заводе в Воронеже. Самый большой весит 880 пудов, то бишь 14 с лишним тонн,  чуть поменьше московского Царь-Колокола.

880 пудов

А вот и сама колокольня. Как и многие другие здания монастыря она сейчас в строительных лесах, на которых работают добровольцы - трудники, приезжающие сюда в личные отпуска и каникулы, и получающие за свою работу только койку в общежитии и питание.

Колокольня

.Рядом со звонницей обнаружили здоровенные бочки. Завхоз тут же стал прикидывать, можно ли приспособить сии сосуды в нашем хозяйстве, например, под пиво. Бочки, конечно, пригодились бы, да вот столько воблы нам не съесть. Решили не брать. 

Бочки

Потом стали лазить по разным закоулкам. Там Аня пыталась найти казематы, где содержались политзаключенные, и где, возможно сидел и ее дед, и долго уверяла меня, что полукруглые бойницы нижнего боя как раз и есть те самые казематы.

Под стенами

Я вчера лично видел на на деревянных длинных бараках таблички с надписями "Барак для заключенных периода УСЛОН" (сейчас там магазины) и поэтому не разделяю Аниной уверенности. В поисках казематов залезли в совершенные катакомбы, заваленные строительным мусором и долго лазили в полу- и просто темных подвалах.

Наконец, возвращаемся к экскурсионному бюро. Олег присаживается на лавочку, закуривает "Беломорину" и предается медитации, впитывая в себя флюиды древности. Рядом с ним присаживаются остальные и затихают в надежде, что и им флюидов достанется. Одному Граберу все нипочем, и он впаривает Хайстеку что-то про странную материю, бозон Хиггса и Большой андронный коллайдер.

Юра и Леша

Наконец, подходит экскурсовод, и экскурсия начинается.

Кремль имеет форму вытянутого пятиугольника, по длинным сторонам которого расположены водные преграды. С одной стороны это Белое море, бухта Благополучия со множеством хозяйственных построек, парой часовен, пристанью напротив Святых ворот и даже сухим доком. Пристань носит название Царская, здесь высаживались посещавшие монастырь Петр Первый и Александр Второй. В честь этих посещений поставлены две часовни и Поклонный крест у пристани.

За мысом виден поросший лесом Бабий остров, на котором только имели право находиться приезжавшие на богомолье женщины. Они жили в специальных общежитиях на острове. К началу службы их доставляли на лодках, таким же образом возвращали назад немедленно после окончания службы. Что поделаешь, монастырь-то был мужской. Ничто не должно было отвлекать монахов от трудов и молитв. Даже собак всех как-то отловили всех и перевезли на отдельный остров, который с тех пор так и называется - Песья Луда.

Бухта Благополучия

С другой стороны расположено Святое озеро. 

Святое озеро

В прежние времена на берегу озера были купальни, в которых паломники должны были пройти омовение прежде, чем войти на территорию монастыря. Помимо ритуальных функций вода озера выполняла вполне земные. Она вращала механизмы мельницы, а позже и небольшой монастырской электростанции. 

Первое, что видит прошедший через Святые ворота на территорию кремля - Спасо-Преображенский собор, одно из первых сооружений, построенных в период игумена Филиппа.

Спасо-преображенский собор 

Эх!... Хотя я и не собирался писать про историю монастыря, но все же пару слов сказать придется. История Соловков, как религиозного, культурного и административного центра всей Северной России, началась в 1429 году, когда здесь высадились два ищущих уединения новгородских монаха Савватий и Герман. Через шесть лет Савватий умер. Оставшись один, Герман уходит с острова, но вскоре встречает Зосиму - выходца из богатой семьи, который решил отречься от мирской жизни, раздал имущество бедным и ушел в монахи. Вдвоем они высаживаются на острове в 1436 году. Благодаря Зосиме, имевшему несомненную хозяйственную хватку и кое-какие связи, вскоре на монастыре организовывается первая религиозно-хозяйственная община, которую вскоре признают в административном центре - Новгороде. Сюда присылают игумена и дают грамоту на владение островами. Следующие сто с небольшим лет на островах существует небольшое хозяйство, промышляющее рыбной ловлей и солеварением. В середине 16 века игуменом монастыря становится Филипп ( в миру Федор Колычев ). Москвич, представитель известного боярского рода. Филипп разворачивает бурную деятельность - строит на острове дороги, соединяет озера каналами, затевает крупное строительство. Российское государство, которому начали серьезно угрожать шведы, нуждалось в сильном форпосте на северных границах, поэтому оно оказывало соловецким строителям всяческую помощь, прислало стрельцов с пушками, строит вначале деревянную, а к концу 16 века и каменную крепость. И вскоре влияние монастыря разрослось настолько, что он стал фактически владеть огромной территорией по берегам Белого моря. Филиппа, правда, тогда уже е стало. По велению Ивана Грозного он вернулся в Москву, где стал Митрополитом  Московским, духовным руководителем всея Руси, не принял опричнины и был задушен лично Малютой Скуратовым. Позже монастырь знал разные времена. Стал оплотом старообрядчества, из-за чего почти полностью вырезан, снова возродился, был разогнан в 1920-м году большевиками, которые на производственных мощностях монастыря организовали совхоз, позже знаменитый СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), еще позже знаменитая школа юнг. С начала 60-х годов здесь протекала вялотекущая реставрация. В настоящее время монастырь передан Православной церкви  потихоньку возрождается.

Проходим через дворик. На стенах келейного корпуса виднеются следы нескольких перестроек

келейный корпус

Оказываемся на площади.

площадь

Здесь позади звонницы, которую мы уже осмотрели, виднеются здания, которые были первыми каменными постройками монастыря. Над зданиями возвышаются купола Успенской церкви. Прямо перед церковью Келарская палата (келар - это монастырский завхоз). Правее большое здание Трапезной палаты. В цоколе трапезной видна дверь огромной печки. В печку эту вошла вся наша экскурсионная группа в количестве сорока пяти человек, и еще место осталось. Печь загружалась дровами и топилась трое суток без перерывов. По хитрой системе воздуховодов теплый воздух проходил внутри стен, обогревая и трапезную, и келарскую, и церковь. Последний человек, разбиравшийся в системе отопления умер не так давно, схем и чертежей не осталось, и теперь, для того, чтобы прогреть помещения, приходится разбираться, ломая стены в поисках воздуховодов. Разобраться пока не удалось, из-за чего здания сильно страдают от сырости.

Трапезная

Это трапезная. огромное помещение, площадью около пяти соток, в котором помещалась вся монастырская братия. В центре толстый каменный столб, на который опираются арки потолка. Даже по современным меркам помещение производит впечатление светлого и просторного. А в 16-м веке это было вообще чудо архитектуры. 

Осматриваем примыкающие к трапезной Келарскую палату и маленькую, тесную Успенскую церковь. Идем в Спасо-Преображенский собор. Здания соединены крытыми галереями, с которых открываются ч`удные виды.

На галерее

Галереи - замечательное изобретение в условиях непростого северного климата. Погода здесь капризная. Даже сейчас, в начале августа, температура - градусов пять, дует пронизывающий ветер, и все порядком задубели. А если бы еще дождь шел, да галерей бы этих не было? Вообще гроб заказывай?

Внутренность Спасо-Преображенского собора поражает. Собор не похож на традиционные христианские храмы, квадратные или по форме креста в плане, с обширным пространством посередине. Здесь помещение  очень короткое, войдя сразу пости упираешься носом в огромный богатый иконостас. Богатство иконостаса резко диссонирует с в общей довольно аскетичной обстановкой. Небольшая длина собора компенсируется большой высотой и шириной. Эдакий спичечный коробок, поставленный на боковую грань и увеличенный в тысячу раз. Строгая и торжественная красота убранства собора завораживает. Я был и в Троице-Сергиевской и в Киево-Печорской лаврах. Ни одна из этих парадных столичных обителей почему-то не произвела на меня такого впечатления,  как эта северная обитель. Суровая, но прекрасная, как и вся Северная Россия.

С

По широкой лестнице выходим на улицу, проходим через монастырский двор и поднимаемся на галереи Западной стены, прямо над Святыми воротами. Здесь вход в еще одну церковь, надвратную Благовещенскую. Внутри тесновато. Зато убранство богаче, чем в Свято-Преображенском соборе. Золоченый иконостас был построен на деньги, пожертвованные монастырю Петром Первым.

Благовещенский храм  

Слева на стене изображения местных святых.

Святые.

Из церкви выходим на галереи западной и южной стен, с опять же крытыми (очень удобно) боевыми ходами.

Галереи

Здесь знакомимся с историей монастыря, как военной крепости. Пушки заказывали аж в Голландии.

Пушка

Дальше - хозяйство. Вот Сушило - большое темное помещение без окон, зато с воздуховодами вдоль стен. Здесь сушили зерно.

Сушило

А вот мельница.

Мельница

Внутри еще целы и работают (правда в холостую) древние механизмы. 

Механизм мельницы

В монастыре был даже водопровод. Трубы делали из самого доступного материала - древесных стволов, просверленных на всю длину. 

трубы

Дальше экскурсия открывает еще одну важную функцию монастыря. С 16 века монастырь использовался еще и как тюрьма для государственных преступников и раскольников. Идем в подвалы под Южной стеной. Здесь - то, оказывается, те самые казематы, которые искала Анна Павловна. У входа список бывших жильцов. 

тюрьма

Камеру-одиночку мужественно примерил на себя лично командир.

В камере

Напоследок показывают музей УСЛОН, но там фотографировать запрещено. Экскурсия по плану длится три с половиной, а фактически все четыре, часа и серьезно утомляет даже экскурсантов. Порадовал достаточно связный, грамотный рассказ экскурсовода. К концу 4-х часовой почти непрерывной речи на холодном воздухе он заметно хрипел. 

Напоследок можно поинтересоваться сувенирами в оригинального вида лавке.

сувениры

Возвращаемся в лагерь. Времени четыре часа, а мы даже еще не обедали. По плану нужно сегодня еще съездить на север острова, на гору Секирную, но туда уже не успеваем. Вместо этого решаем ехать куда поближе - на остров Муксалму.

(продолжение следует)


Назад Домой Вперед

Hosted by uCoz