Назад Домой Вперед

2 августа 2011 с.Вокнаволок - оз. Валкеолампи

Лена на камне

На мягкой перине мха спалось так хорошо, что проснулись только в половине одиннадцатого. В результате выезжаем только в час дня. После активного продирания сквозь кусты на велосипеде Лены спустило колесо. Стали менять камеру, обнаружили порванную спицу. Всё починили, но Лена, едва сев в седло, снова почувствала, что обод стучит по дороге. Новая камера тоже оказалась с дефектом. Так что окончательно выехали только в три часа дня.
Дорога за Войницей меняется. Нет, покрытие то же, рыхлое, пыльное, неровное. Зато впереди показались гряды гор.
Дорога
Начинаются крутые спуски и подъёмы.
Скалы
В основном, конечно, подъёмы. За деревней Поньгуба, набрав 120 метров высоты, въезжаем на небольшой перевальчик.
Подъём
С вершины открывается порясающая панорама калевальских земель. Озеро Верхнее Куйто.
Вид на Верхнее Куйто
А ещё на перевале куча вкуснятины. Брусника только-только начинает созревать, а черника с голубикой в самый раз. Крупная, вкусная.
Ягоды
Саша, наверное, наелся ягод утром, на стоянке, укатил вперёд. А мы с Леной попаслись с полчаса, поехали вдогонку.
Скалы
Наконец, догнали Сашу. Он, пока ехал один, наверное соскучился, и теперь подкатил ко мне поближе, на ходу беседуем на различные темы.
Григорий с Сашей
Интересный дорожный указатель.
Указатель
Небольшое болотце у дороги.
Болото
Въезжаем в деревню Войница. Деревня также большая, длинная. Домов с дороги почти не видно, скрыты за деревьями. А в конце деревни магазин. А у магазина любовно оборудаванное место для отдыха. Пара столиков с лавками, умывальник, цветочные клумбы, бочка для мусора. Благодаря последней вокруг опрятненько и уютненько, и мы не удержались, сели за стол и перекусили.
Перекус
За магазином перекрёсток. Направо дорога на Калевалу. А мы хотим ехать прямо. Там расположен Куми-порог, самый высокий водопад Карелии. Однако, сразу за перекрёстком стоит вот такой грозный щит.
Поранзона
Пропусков у нас нет. В принципе, оформить их не проблема, но когда готовились к походу, карельские друзья сказали нам, что обычно упоминание о том, что заказаны пропуска в нац. парк Паанаярви снимает у пограничников большинство вопросов. К тому же вчера, когда я специально спрашивал у пограничника в поезде, нужно ли нам оформлять пропуска, тот сказал, что не нужно, всё нормально. Решаем ехать.
Дорога приятная, в отличие от тех, где мы ехали до того, почти не рыхлая. Едется легко. Через пару километров выезжаем к реке Куржме. Здесь симпатичный порог. Постояли, поглазели, едем дальше.
Порог на Куржме
Успели проехать ещё километра два, когда навстречу нам выезжает ГАЗ-66. Поравнявшись с нами, останавливается. Выходит гражданин военный. Даже не дождавшись стандартной команды, суём ему паспорта. Мельком заглянув в документы, тот возвращает их нам, и говорит, что мы нарушили режим пограничной зоны, и он имеет право согласно Указу такому-то задержать нас, как нарушителей. Говорит он это с явной неохотой. В машине сидят его товарищи. Ехали в деревню, может за вином, может к девочкам. Может быть, конечно, и по какому-то очень ответственному заданию государственной важности. Но заметно, что с нами ему возиться не очень хочется, и он старается прогнать нас отсюда с минимальными затратами нервной энергии. Видя это, пытаемся договориться. Говорю ему:
- А вот вчера в Костомукше мы с вашим сотрудником беседовали, он сказал, что можно без пропусков ехать.
- Ничего не знаю, мне про вас ничего не говорили.
- Как не говорили? Мы же ему паспортные данные свои передали, маршрут движения записали.
- А! Ну да, что-то про вас говорили. Но пускать не велели. Возвращайтесь в Костомукшу, оформляйте пропуска. Или их ещё в Калевалах делают. Оформите, проедете.
Ага, щаз! И так времени мало, 5-го нужно уже в Паанаярви быть. Пытаюсь, по совету пертрозаводчан сказать ему, что у нас заказаны путёвки в национальный парк, а при оформлении путёвок автоматом выписывается пропуск в погранзону, но пограничник не хочет ничего слышать: "В какое Паанаярви? Вас туда тоже не пустят". И снова начинает мутоту про указ и задержание.
Что же делать нечего. Разворачиваем велосипеды. Саша напоследок спрашивает: "А водопад-то хоть красивый?". "Кому как!" отвечает пограничник, садится в машину и уезжает. Мы тоже едем назад, в Войницу, по дороге рассуждая о превратностях судьбы. Не случись у нас сегодня двухчасовой ремонт, или не задержись мы на перекус, была возможность проскочить. Ведь по всему видно, что не нас ловить выехал наряд, а просто ехали люди по своим делам, на нас случайно нарвались.
"Что же, может оно и к лучшему" - говорю друзьям - "Полдня сэкономили. А я прикидывал и так, и так где бы эти полдня выкроить. Из-за того, что путёвки заказаны раньше, чем мы просили, успевали совсем впритык. Сегодня утро проспали, да ещё ремонт этот. Я всю дорогу ехал, думал, как догонять будем. Выбирал, куда не ехать, на водопад или в Калевалу, в оба места могли не успеть. А тут вопрос сам собой решился."
Возвращаемся к перекрёстку, поворачиваем налево. Дорога тут даже потяжелее, чем раньше. Много рыхлого песка. Проезжаем мост через Куржму. Ещё через пару километров река Войница. Та самая, на которой и расположен Куми-порог. А тут она совсем спокойная, не верится даже, что такая тихоня способна с четырнадцатиметровой высоты сверзиться.
р. Войница
Едем дальше. Время пока есть, нужно сегодня проехать как можно больше. Однако, когда справа от дороги, совсем рядом, блестит водная гладь, и к ней ведёт хорошая дорога, Саша не выдерживает и едет на разведку. Вот уже машет рукой: "Сюда".
Озеро Валкеалампи небольшое, но симпатичное.
оз Валкеолампи
Чистая, прозрачная вода, на дне каждый камушек виден. Среди камней стайки рыб. Удочку, однако, расчехлять не решились, много топляка. Ещё один недостаток - рядом дорога, и после каждой проехавшей машины над поверхностью озера стелется облако пыли. Но мы стоим на мысе, далеко от дороги, за деревьями и здесь относительно чисто. В общем, место нам так понравилось, что решили пожертвовать километражем и вставать на стоянку.
У озера
Озеро
Саша вспомнил, что он заядлый грибник.
Грибы
Едва встали, тут же помчался к озеру чистить грибы. А там уже и котелок наготове. Благо видно, что, стоянка популярная. Есть стол с лавками и всё необходимое костровое оборудование.
Костёр
Пока суп варится, можно и с новостями ознакомиться.
Саша с газетой.
А я тем временем прилежно мылся и купался. Наплавался до того, что меня прошибла крупная дрожь, пришлось срочно утепляться и бежать к костру, где на столе уже ждёт полная, с верхом миска горячего грибного супчика и согревающие напитки.
Я и суп
После ужина лезем с Сашей в палатку. Лена набирает банный пакет, ждёт темноты (хотя, какая темнота, когда белые ночи) и идёт купаться. Чувствуется школа Анны Павловны! На этой мысли отключаюсь до утра. Хотя Саша предупредил, что грибы пища тяжёлая, животы будет пучить, и ночь предстоит весёлая.