Назад Домой Вперед

3 августа 2011 оз.Валкеолампи - оз.Регоярви


Дорога
Вопреки Сашиным предсказаниям, грибы не подействовали. Ночь прошла в тёплой, дружеской атмосфере. Ещё лучше атмосфера снаружи, когда ранним утром вылезаю из палатки, чтобы нарубить дров и разжечь костёр. Дневная пыль осела, воздух чистейший. Утреннее солнышко светит мягким, тёплым светом. Штиль в атмосфере, штиль на озере. Красота! Сразу приходит лирическое настроение. А что может поддержать такое настроение лучше, чем русский романс? И всё утро проходит под бессмертные строки Фёдора Тютчева в аранжировке Анатолия Папанова и в моём исполнении: "Я устрэ-э-тил уас, и усё былоэ-э!".
Под хорошую песню и работа продвигается легко и весело. Ещё нет и 9 часов, а мы уже на дороге. Часов до десяти едем блаженствуя, а потом снова пошли лесовозы, оставляя за собой на дороге пыльные завесы.
Лесовоз
В общем, дорога не отличается о тех, которыми ехали и вчера и позавчера. Лес и песок. Песок и лес. Глазу задержаться не на чем. Лишь около полудня справа от дороги большая поляна, с которой ведёт крутая тропа к вершине холма. На холме монумент. Здесь, у озера с несерьёзным названием Кис-Кис, были остановлены в 1941 году финские войска.
Чуть пониже каменный солдат с поникшей головой. Такие ставят на братских могилах, но, как выяснилось позже, советские защитники рубежа похоронены не здесь, а в Калевале.
Кис-кис 1
Через дорогу напротив советского монумента расположен финский. Он чуть попроще. Мои спутники задают вопросы, из которых понятно, что как о Зимней войне 1939-1940 года, так и о войне с Финляндией в 1941-1944 году мои спутники имеют очень смутное представление. В меру сил немного просвещаю их по этим вопросам. Мемуары Маннергейма прочёл только этой зимой. А, так как интересен был взгляд и с другой стороны, заглядывал и в советские источники. И прочитанное ещё не успело вылететь из памяти.
Кис-кис 2
Ещё час езды и вот уже въезжаем в посёлок Калевала. У ближайшего магазинчика останавливаемся, чтобы подкрепиться кефиром и выпечкой. Пока поглощаем ромовые бабы и песочные кольца с орехами, к нам подходит пообщаться местный житель. Мужичок занятный. По одежде и внешность типичный бомж. Беззубый, несмотря на то, что по виду ему нет ещё и 50 лет. Но в очках с недешевой оправой. И разговор грамотный. Из разговора узнаём, что когда-то он работал в дорожно-строительной компании, а теперь безработный. Сходил в лес, набрал ягод. Сдал заготовителям, купил водки (так и сидит с бутылкой в руках).
В общем, картина безрадостная. Вот, например, цитата из раздела "экономика" со странички Википедии, посвящённой Калевале (выделение моё):

На территории районного центра находятся предприятия:

Зарегистрировано безработных на данной территории: 283 человек (552 чел на 01.01.2008 г., 241 — на 01.10.2008 г.) из 2830 человек экономически активного населения (данные на начало 2005 года). Калевальский национальный район, как правило, традиционно имеет по Республике Карелия один из самых высоких уровней безработицы.

Указатель Калевала
Едем дальше. Дорога выводит прямиком к озеру Среднее Куйто. Озеро огромно, словно море. Вот они, просторы Калевалы!
Ягоды
Вид на Верхнее Куйто
Пришла пора сказать пару слов, что же такое Калевала. То, что это народный карельский и финский эпос знает каждый, кто не спал на уроках литературы в школе. Эпос был записан в середине 19 века врачом Элиасом Лённротом. Лённрот соединил в одном произведении множество народных песен - рун. И потому образы некоторых персонажей получились тоже собирательные. Вплоть до того, что один и тот же герой в разных местах зовётся по-разному: то Леммикяйнен, то Ахти, то Кауко, то Каукомойнен, а то и Каукомьели. Рунопевцы в большинстве своём были неграмотны, и руны передавались из уст в уста. Садились два человека напротив друг друга, брались за руки и, глядя друг другу в глаза и раскачиваясь, распевали руны. Пел один, а второй повторял строку за строкой.
В поисках рун Лённрот объездил множество деревень, лечил людей, а плату часто брал рунами. Иногда урожай рун был настолько удачен, что переделывалась уже готовая к выходу книга. Так, например, закончилась встреча с рунопевцем Архипом Перттуненом, от которого он привёз около 4 тыс. строк. Первое издание книги увидело свет в 1835 году и за полторы с лишним сотни лет набрало такую популярность, что многие герои и понятия стали нарицательными. Наиболее популярно, наверное, сампо - волшебная мельница, символ изобилия. "Сампо" хотели назвать город Костомукшу. Есть гостиницы и магазины с таким названием. Выходил советско-финский фильм "Сампо".
Именами героев эпоса Вяйнемяйнен и Ильмаринен были названы первые финские линкоры. Популярная карельская поговорка: "Мы карьялы, нам Похъялы" основана на названии северной страны, которй правит коварная Лоухи. Кстати, железнодорожная станция, попоулярная среди туристов названа в честь этой старушки. Да и само название Калевала, которым сейчас назван целый район Карелии (с 1935 года), а позже (1965 г.) и сам райцентр, ранее носивший название Ухта, выдумал Лённрот, присоединив распространённое в названиях финских городов окончание "ла" к названию сказочной страны Калевы.
Стих Калевалы прост и лёгок и в то же время своеобразен. Если бы я решил написать отчёт о походе в форме руны, начал бы, примерно, так:
Старый, добрый дед Григорий,
Мужичок с промятой рожей,
На коня верхом садится.
На коня, что из железа,
А копыта из резины,
В чёрном пластике поводья.
Конь железный был прекрасен,
Но имел дурное свойство -
Задний тормоз не работал.
и т.д., и т.п.....
Руны собирали и после Лённрота. Уже в советское время рунопевцы, которые даже читать не умели, состояли в Союзе писателей СССР. Так что анекдот про чукчу, который не читатель, а писатель, не так уж и анекдотичен.
В общем, Калевала - это целый пласт культуры. Читайте - не пожалеете.
Итак, едем к гостинице Сампо, у которой находим небольшой деревянный домик - этноцентр. Там три женщины вяжут рыбацкую сеть. Большая комната заполнена сувенирами. Спрашиваю, как нам попасть в музей рунопевцев. - "Вам прямо сейчас?". Получив утвердительный ответ, звонят куда-то по телефону, а потом, поинтересовавшись, нет ли среди нас пенсионеров, продают нам три билета, по 40 рублей каждый.
Тут же подъезжает на велосипеде наш экскурсовод, женщина ягодного возраста, очень похожая на сельскую учительницу. Приглашает нас ехать за ней. Снова выезжаем на берег озера, поворачиваем направо. Метров через двести, рядом с новенькой лютеранской церковью стоит невзрачная деревянная избушка. Это и есть знаменитый музей рунопевцев.
Музей расположен в настоящей избе настоящей рунопевицы Марии Ремшу. Избу привезли и восстановили после смерти хозяйки из её родной деревни. Внутри типичная обстановка деревенского дома. Прямо перед входом печка. Судя по дровам, иногда топится, хотя, как сказала экскурсовод, дом обогревается электричеством. Направо от входа горница, слева спальня. По стенам развешена и расставлена на полочках крестьянская утварь. Саше больше всего понравился походный самовар, похожий на жестяной чайник, но с жаровой трубой внутри. Лену поразило крестьянское женское платье, которое носилось на протяжении всей жизни. Благодаря многочисленным складкам его можно было распускать на любой размер, что было особенно удобно при беременности. Что касается меня, то я как будто в детстве очутился. Я сам родился и вырос в деревне, и многие вещи похожи на те, которые меня окружали с юных лет. Например, вот эта прялка, или совок для зерна... Нет только одного - глиняной посуды. В Карелии с глиной напряжёнка - кругом песок и камни. Зато глину здесь с успехом заменяет береста. Плетёные берестяные туеса и тарелки не пропускали воду. С берестяными торбами ходили по ягоды, и за рыбой. Лапти, и те из бересты.
И ещё. Особое место занимают кофейники. В отличие от русских деревень здешние крестьяне пили кофе. Правда, только мужчины и только по праздникам, потому как дорого. За ним приходилось аж за две стони вёрст по болотам в Кемь ездить. Из Кеми везли не только кофе, но ещё множество других продуктов. В частности, пшеницу. Здесь не вызревала, сеяли только рожь.
А в остальном карельские крестьяне очень похожи на русских. Вот только язык почти финский, хотя диалектов карельского языка множество. А вера у карелов православная, в отличие от финнов.
В общем, экскурсия нам понравилась. Очень интересно и познавательно. Оставили благодарственную запись в книге посетителей, поблагодарили экскурсовода и вышли на свет божий, где на лавочке у крыльца уже ждёт следующая группа.
Музей рунопевцев
На обратной дороге задержались у ещё одной достопримечательностью - сосной Лённрота, по которой он по преданию записывал руны.
Сосна Леннёрта
Сосна сейчас находится в достаточно плачевном состоянии. Долго ли ещё простоит неизвестно, и калевальцы предусмотрительно уже запланировали монумент на смену дереву.
Табло
Всё. Едем назад, к магазину, где пили кефир. Прямо напротив него перекрёсток, откуда ведёт дорога на Тунгозеро. А вот, кстати, ещё одна особенность карельских деревень. Бочки для воды. Водопровода нигде нет, и стоят у домов сосуды с фамилиями владельцев. Цистернами возят воду из озёр, разливают по бочкам. В Калевале повсеместно построены вот такие беседки для бочек, а в других деревнях кое-где и такого нет.
Бочки для воды
За посёлком вскоре выезжаем к речке Ухта, на высоком берегу которой очередной монумент на рубеже, где остановили финнов. Здесь сохранились ещё окопы и ходы сообщения, хотя заросли изрядно.
Рубеж на Ухте
А это сама река Ухта, некогда давшая название поселению, которое теперь зовётся Калевала.
Ухта
По дороге сплошные болота. Я планировал доехать до озера Регоярви и там встать на стоянку, но уже засомневался, найдём ли мы там подходящее место. Но вот отворотка направо. Еду на разведку, и метров в трёхстах от дороги отличная площадка, кострище, стол, лавки. Зову Лену с Сашей, и полянка быстро принимает обжитой вид.
Лагерь
Озеро Регоярви. У нашего берега очень мелкое, заросло осокой. Искупаться как следует не искупаешься. К тому же, стоит отойти с продуваемой ветром полянки, тут же появляются назойливые чёрные мухи.
оз Регоярви
С запада заходят тучки. Усилился ветер. Если два предыдущих дня ставили палатку абы как, сегодня укрепляем особо тщательно, на все оттяжки. Вечер, тем не менее, проходит как всегда, в тёплой, дружеской обстановке.

Тучи


Назад Домой Вперед
Hosted by uCoz