Все начало июля стояла жара, и поэтому мы
были рады, что поезд прибывает в начальный пункт похода - город Няндому в три
часа ночи. Решили ехать по утренней прохладе, ночи-то белые, и приехать в
Карпогоры в районе обеда. Но человек предполагает, а Бог располагает. Не успели
отъехать от станции, как сомалась ось педали на одной из машин. Запасной не
оказалось, пришлось шесть часов дремать на станции, ждать, пока откроются
магазины.
Всю ночь поливал дождик, поливает и утром.
Все сыро, дрова гореть не хотят. Пришлось применить
радикальный метод: брызнуть на тряпку WD-40, которая у
меня обычно под рукой, и использовать ее вместо
растопки. Выезжаем под дождем. Холодно, сильный ветер.
Пока вытаскивали велосипеды на дорогу, Владимир
умудрился сломать другую педаль. Педали купили вчера
пластмассовые, дешевые, дрянные, хороших просто не было.
К счастью, педаль сломалась не с той стороны, что вчера.
Ставим на место старую, и так до конца похода он и ездил
с разными педалями.
За мостом перекресток. Справа за
перекрестком кафе. Горит камин, сухо, тепло, горячий
борщ. Не удержались и пообедали.
Едем знакомиться с
городом. По булыжной мостовой движемся к главной
достопримечательности Каргополя - Соборной площади
По узкой винтовой лестнице, цепляя плечами
за стены, поднялись на храмовую колокольню с которой открывается широкая
панорама Каргополя и окрестностей. Вид был бы еще красивее, кабы не дымка дождя
со всех сторон. Дует пронизывающий ветер, но здесь, на колокольне, хотя бы сухо.
Напоследок посетили сувенирную лавку.
Каргополь знаменит глиняной игрушкой и изделиями из бересты и дерева. И того и
другого здесь полно. Порадовали экспонаты в стиле "Черный юмор". Квасник в форме
человеческого черепа (без макушки), деревянная ложка в форме нижней челюсти, с
безупречно вырезанными зубами, и т.п.
Деревня Гавриловская. Красивый церковный
ансамбль, колокольня, две церкви. Та, которая побольше, шатровая – летняя.
Другая, маленькая, зимняя - двенадцатиглавая. Правда, дерево изрядно испорчено,
доски в пятнах мха и лишайника, местами подгнили.
На этой дороге в сухую
погоду очень много пыли. Даже за день дождя с листьев мать-мачехи так и не смыло
желтый пыльный слой.
... или этот дружелюбный воробей,
усевшийся на моё колесо, стоило нам остановиться "на
зелёную стоянку"
Ближе к вечеру въехали на территорию
Кенозерского национального парка. Как нам было известно, стоять здесь можно
только на специально оборудованных стоянках. Но, поскольку никто из нас не знал,
как эти стоянки выглядят в натуре, встать на первую попавшуюся не решились, уж
больно похоже на сенокос с беседкой для шашлыков. Наконец, прояснив тему у
местного населения, встали на второй попавшейся, на выезде из д. Орлово.
На стоянке стоят вот такие навесы с лавками и
столами, что нас здорово выручило. За навесом спрятали палатку от ветра. А ветер
был такой силы, что выдувал даже ветки из костра, и, чтобы приготовить ужин,
костер пришлось разводить у второго навеса. Нарушение пожарной безопасности,
конечно, а куда деваться?
Впрочем, стоп! Это ж не назгул, а
всего-навсего Вова, надевший накомарник. Комаров вокруг видимо-невидимо. Видимо,
когда идешь. Тогда они сидят спокойно на спинах руках, головах, и выцеливают,
куда бы засунуть свой длинный нос. Стоит остановиться, комары хором взлетают, и
начинают носиться вокруг тебя, словно угорелые. Тогда их невидимо, зато очень
слышимо. На этом фото самые нерасторопные, остальные тыщ 20 уже успели взлететь.
на 24-м километре пути выходим на открытое
место. Справа в дымке дождя озеро Долгое с очень живописным круглым островком.
На развилке дорог идем влево.
Еще одна особенность Кенозерья - священные
рощи у деревень. На пригорке одна из них.
А в лесу та же тропа, да еще, к тому же
появляются множество заболоченных участков. Каждые метров пятьдесят проложены
узкие мостики из досок или жердей. С велосипедом идти неудобно, колеса
проваливаются в щели, доски кое-где подламываются
А кое-где встречаются лежащие поперек тропы
поваленные деревья, приходится обходить их по кустам, или перетаскивать мокрые,
скользкие велосипеды через мокрые, скользкие стволы.
Пройдено 34 км. Выходим из леса на открытое
место. Чуть справа среди деревьев виднеются купола церкви. Еще правее, у
подножья холма, озеро Порженское. Это место называется Порженским погостом.
Погост в настоящее время один из самых замечательных, и вместе с тем
труднодоступных памятников деревянной архитектуры Русского Севера. В центре
ансамбля церковь Георгия Победоносца 17 века с тесовой обшивкой, соединенная с
колокольней. Вокруг церкви старое кладбище, "погост". Хотя ранее слово "погост"
имело другое значение – "центральное поселение", место, куда приезжали торговые
гости. Погост окружен рубленой деревянной оградой с башенками по углам и у
ворот. Дальше виднеются избы деревни Федоровская. Но называют это место деревня
Порженское. Как и многие здешние поселения Порженское сформировалось из
нескольких деревень, самой крупной из которых была Федоровская, а еще Окатовская,
Турово.
Осматриваем церковь, проходим еще триста метров к берегу озера. Там
оборудованная стоянка. Сейчас вся поляна занята палатками со школьниками,
поэтому свою палатку ставим прямо у избушки кордона. У избушки оборудован столик
с навесом, перекладины для сушки вещей, мостки. У берега активно ловится рыба.
Мелкая, но много.
Развел костер, набрал воды из озера. На
этом фото в котле не чай и не кофе. Котел не медный и не латунный, обычная
нержавейка. А вот вода в Архангельской области почти повсеместно дивного
желто-коричневого цвета. Напитана торфом. Тем не менее местные пьют ее прямо
из рек и озер, не заморачиваясь кипячением.
На опушке леса направо, спускаемся вниз,
переходим мостик через речку, и налево по заросшей молодым лесом поляне.
Дорога снова очень сырая. Много мостиков через топкие места. Переваливаем
несколько высоких каменистых гряд с крутыми склонами.
На деревьях висят пряди мха. Хотя паразит,
но, как мы узнали чуть позже, такой мох является первым признаком чистоты
воздуха.
Из перекуса устроили икебану. Пока лопали
сало, заедая колбасой, из-за островка вынырнул катер,
проплыл мимо нас и скрылся за изгибом берега, там, где
расположено Видягино. Минут через 20 прошел в обратном
направлении. Если бы не купались и повременили с
перекусом, успели бы.
Прелесть организованных стоянок в том, что
здесь уже заготовлены дрова, есть навесы, туалеты,
мусоросборники, кострища с готовыми крюками для котлов.
Не нужно тратить время на оборудование лагеря.
Изучаем местные достопримечательности. Вот,
например часовенка. Таких по Архангельской области
полно.
Катер пришел в 15:00, высадил школьников,
забрал нас. До Вершинино катер идет около получаса,
любуемся видами Кенозера. Озеро довольно большое, много
островков, заливов. По берегам виднеются деревни.
Некоторые жилые.
Ничего интересного в Вершинино нет. Обычная
большая деревня с деревянными строениями. Разве только
озеро, да вот эта симпатичная церквушка на холме над
поселком.
Под пятиметровым обрывом очень приятная,
чистая речка Кена. Несмотря на вечернюю прохладу и
студеную воду помылись, искупались, постирали вещички.
Через 40 км. пос. Конево. Перекресток.
Налево Архангельск, направо Каргополь.
Проехав 80 км решаем вставать на стоянку.
За деревнями Гоголевская и Боброва между дорогой и
Онегой идут луга, туда идет от дороги грунтовка. Метров
через 300 она выходит на берег, и берегом идет еще почти
километр. Здесь следы рыбацких стоянок, кострища. Подход
к реке через очень высокую траву.
Еще не успели
поставить палатку, прошел сильный ливень, причем только
над нашим лагерем, у горизонта небо везде чистое. После
дождя ветер разогнал тучи, похолодало.
Чтобы не мять
траву на лугу, палатку ставим на дороге, костер разводим
на старом кострище, у края небольшого
обрывчика.
21 июля.
Ночью холодно, температура
около нуля. Утром ясно, прохладно, сильный северный
ветер.
Через 6 км пути начинается отличный асфальт. Дорога без спусков-подъемов, местность
открытая, но разогнаться не дает сильный встречный
ветер.
10 км. Деревня Федово. За деревней дорога
вновь уходит в лес, опять начинаются небольшие спуски -
подъемы.
15 км. Справа видна организованная стоянка
на берегу озера Дикозеро. Отличный лес, песок. Шикарное
место, но здесь же стоит толпа дальнобойщиков.
56 км.
Без особых приключений доехали до Плесецка. Характер
дороги не меняется. Сильный ветер гонит тучи. Погода
крайне неустойчива. Брызнет ливень, через десять минут
чистое небо, светит солнце, еще через четверть часа
нагоняет тучи и снова дождь. На въезде в город стоит
скульптурная композиция, изображающая, видимо, сестру
Капитана Крюка, антигероя из известной сказки, с приятелем.
Поезд в Карпогоры отправляется в 16:50.
Утром съездили на вокзал, взяли билеты. День посвятили
прогулке по набережной Двины в центре города, осмотру
памятников и закупке продуктов на вторую часть
похода.
Архангельск, основанный еще в 1584 году, до
сих пор крупный порт.
Хорош пляжик! Только купающихся что-то не
видно. Температура воздуха +4 по Цельсию.
Портрет этого памятника особенно дорог для
россиян.
Тем не менее, в городе активно борются за
чистоту. Повсюду такая вот наглядная агитация.
А эту пешеходную улицу в простонародье
называют, конечно же, Арбатом.
А от этого древнего речного вокзала вдруг
повеяло Островским и Максимом Горьким.
10 км. Большой овраг. В конце спуска мост
через ручей и налево уходит к реке грунтовка. Короткий
спуск, в конце которого большая поляна на берегу Пинеги,
вблизи устья ручья. Стоит небольшая избушка без крыши.
Хотели, было, заночевать в ней, но внутри много плесени.
Решили ставить палатку.
Дорожное покрытие ехать
быстро не позволяет, вязнем в песке. Да и место для
стоянки искали долго, ныряя в каждое ответвление от
дороги. Вокруг глухой лес. Ночи хоть и белые, но все
равно, отъедешь метров на триста от дороги, тишина
абсолютная. Треснет где-то ветка, прошелестит сухой
лист, сразу начинают всякие страшилки мерещиться.
Эти
10 км по ночной дороге ехали почти 2 часа. Спать легли в
третьем часу ночи.
Стартуем. Дорога - мелкий гравий, пополам с
песком. Местами прикатанный, можно разгоняться до 15
км/ч, местами сыпучий, колеса вязнут.
Пошукали вокруг, нашли немного морошки.
Дальше дорога идет по отличному сосновому лесу, кругом
черничники.
С другого берега реки подплывает лодка с
двумя молодыми парнями. Спрашиваем их, как можно
переправиться на другой берег. Один тут же запросил
денег, но его товарищ ужасно обрадовался, когда увидел,
что мы туристы. По его мнению туристам давно пора
обратить внимание на Пинежье. И потому он переправил нас
на левый берег бесплатно. Чуть позже выяснилось, что на
левом берегу почти постоянно дежурит мужик на катере,
который переправляет всех желающих за 20 рублей с
человека. Ему нужно только покричать.
Еще через 2 км. деревня Шеймогоры.
Большинство домов заброшены. Посередине деревни очень
глубокий овраг с крутыми склонами. Внизу чистая,
прозрачная речушка. Хорошие места. Склоны оврага
каменистые, скользкие. Переходим овраг, отсюда отличная
панорама Пинеги. Плесы, песчаные косы, обрывистые берега, деревня на
правом берегу.
За деревней дорога становится грязной и
разбитой.
30 км. Д.Чакола, Перекресток. Все дороги,
за исключением самой левой, ведут в деревню. Мы здесь
уточнили направление у местных жителей, но никто не смог
толково разъяснить, куда ехать. В результате заехали не
туда, пришлось возвращаться на основную дорогу через
кладбище. За деревней начинается тракторная дорога.
Примерно через километр качество дороги еще ухудшается.
Сыро, лужи, глубокие колеи, местами рыхлый
песок.
46 км. Деревня Заозерье, на горе колодец.
Хороший, чистый, прохладный, вкусная вода.
Сегодня планировали доехать до Почи, но
вчера очень долго искали место для стоянки, поздно легли
спать, и утром поздно выехали. Времени восемь вечера,
решаем остановиться здесь. Выясняем у местных жителей,
где можно переночевать с палаткой.
Едем прямо до
конца деревни. У большого деревянного склада дорога
уходит чуть вправо, дальше крутой спуск. Проезжаем
речушку Копанец. Мелко, воробью по колено. Дорога по
лугу приводит к протоке в месте впадения Копанца в
Пинегу. Там стоит куча лодок. С лодок местные женщины
полощут белье.
Место красивое, открытое, комаров мало. Но
часов до десяти вечера немного оживленно. Потом все
стихает.
За бродом сырой, очень разбитый глинистый
участок. Пару километров идет лугами вдоль Копанца,
здесь тучи оводов и слепней. Затем дорога уходит в лес.
Местность слабопересеченная. Похоже, летом здесь ездят
только грузовики повышенной проходимости и
трактора.
Кое-кто уверял нас, что по этой дороге
ходят автобусы Пинега-Карпогоры.
14 км. Д.Поча. Большинство домов заброшены.
Магазин давно не работает. Завхоз в тоске.
Из жителей
встретили только дачницу из Санкт-Петербурга, которая
приехала сюда отдохнуть от людей.
За деревней
перекресток. Судя по сохранившемуся указателю «конец
населенного пункта» основная дорога идет
прямо.
Возвращаемся назад, к перекрестку. На
спидометре 15.7 км. Едем на этот раз по другой дороге,
уходящей, если ехать в Пинегу, направо, к виднеющимся
неподалеку останкам скотного двора и силосных ям. Там
поворачиваем налево, через ворота в заборе и вперед по
бывшему полю к виднеющимся впереди обрывистым речным
берегам.
За полем открывается великолепнейшая
панорама реки Пинеги с традиционными песчаными косами,
островками и устьем реки Почи
Переправляемся вброд через Почу. Брод не
очень сложный. Ширина около 20 метров, глубина до 70
сантиметров, течение среднее, дно песчаное. Вещи и
велосипеды переносим на спине.
За бродом дороги практически нет,
ориентируемся по колее, промятой на траве колесами
трактора или грузового автомобиля. Возвращаемся немного
назад, выходим на дорогу в районе паромной переправы, на
противоположном берегу которой мы были полтора часа
назад.
От берега тяжелый крутой подъем по глинистому
склону. Налетает туча голодного комарья.
А дорога вот такая. Сильно заросла травой,
сырая, разбитая. Топаем пешком по обочинам, там посуше.
Вокруг куча зверья. Перебегают дорогу
зайцы, белки. Спугнули стайку цапель, какую-то большую
хищную птицу, которая долго летала над дорогой кругами,
обиженно свистя. Аня видела на дороге следы медведя.
на 28 км. пути вылезаем, наконец, из болота.
Начинается песчано-глинистая отсыпка. Когда-то давно,
видимо, тянули здесь дорогу, да так и бросили,
недостроив. Качество дороги неважное, по сырому покрытию
проезжали грузовики, сделали глубокие колеи, но накатать
не накатали, все так и засохло. Но ехать уже можно.
49 км. Выезжаем к реке у д.Холм. Чем ближе
к реке, тем более накатана дорога. В условиях песка это
значит, что покрытие более рыхлое. Начали встречаться
отдельные автомашины и мотоциклы.
Перед самой
деревней перекресток, едем все время прямо.
У реки
оборудована небольшая пристань из бревен, здесь пристает
паром, переправляющий на правый берег Пинеги машины с
лесом, который вырубают на нашем, левом берегу. Сейчас
паром на правом берегу, ждет, пока машина разгрузится.
Любуемся речными пейзажами.
Вчера день был ясный, ночью набежали тучки,
утром дождь.
2.5 км. Перекресток. Выезжаем на дорогу
Архангельск – Мезень. В Архангельск и Пинегу
налево.
6.4 км. Въезд в Пинегу.
Встретились с интересным мужиком. Учитель
физкультуры, краевед, любитель велосипеда. Рассказал нам
много интересного как про Пинегу, так и про ее
окрестности.
По рекомендации Юрия Николаевича
посетили местный краеведческий музей, который работает в
бывшем доме купцов Володиных. Экспозиции интересная,
подобрана с любовью. Состоит из разделов: защитники
Родины, культура края, зал, посвященный жертвам
политических репрессий, животный мир края, быт местных
жителей. Один из залов посвящен семье Володиных, которые
до революции владели чуть ли не всем в Пинеге.
В
поселке пообедали в кафе, попробовали местных пирогов и
шанег, едем дальше.
Рядом развалины церкви, купол обрушился,
колокольня стоит. Внутри на стенах остатки фресок. Около
колокольни выложены могильные плиты. Одна из них с
могилы князя В.В. Голицина. Кто интересуется историей,
или, хотя бы читал роман А.Толстого "Петр Первый" помнит
этого фаворита царевны Софьи, которого после стрелецкого
восстания должны были казнить, но заменили казнь ссылкой
в Архангельскую область. Тут он и прожил остаток жизни.
Надгробье сделано, судя по его виду, недавно. Остальные
плиты древние, 18-19 век.
А вообще, Красная горка известна тем, что
с ее вершины, с высоты около 200 метров открывается
широчайшая панорама Пинежья. На десятки километров видна
река, леса, деревни по берегам, острова и песчаные
косы. Вид очень красивый.
32 км пути. У дороги площадка, от которой в
лес уходят деревянные мостки. От дороги идти километра
полтора, местами по мостикам, местами просто по корням.
Много комарья. Справа и слева провалы, вначале
маленькие, потом огромные. Провалы здесь называют
логами. В одном из них находится Святой ручей –
небольшой водопадик среди громадных камней и скал.
Вытекает из скалы, и метров через десять снова уходит
под скалу.
Гипс легко размывается водой, образуются
огромные подземные полости. Потом они обрушиваются. Так
образовались лога.
В конце дня над рекой появилось какое-то
непонятное явление. Радуга - не радуга, так,ни то ни сё.
Но все равно красиво.
Этот водопад покрасивее, чем первый, хотя
подход к нему посложнее, не оборудован лестницами и
мостиками. К гроту ведет тропа, которая отходит от
основной метров через 200 от начала, и ведет метров
150-200 по камням прямо к провалу.
... а также развлекаемся в меру своей
фантазии.
У входа в пещеру наледи и сосульки
В пещеру недавно провели электричество,
развесили светильники, но пока подсветка не работает.
Фото сделано со вспышкой, но на самом деле в коридорах
полумрак, стены в лучах фонарей сверкают тысячами
звездочек. Настоящее царство Деда Мороза.
Дальше пещера расширяется, можно
выпрямиться в полный рост.
В этом месте с потолка свисает пласт
породы. На чем держится непонятно. Судя по виду, должен
скоро рухнуть. Ежедневно сюда приходят сотрудники
заповедника, измеряют высоту, угол наклона и т.п.
Это
пласт называется "тещин язык". Его нужно почесать, и
тогда твоя теща будет говорить про зятя исключительно в
положительном ключе.
4 км. На спуске очередной провал –
Пехоросский лог. Здесь живописное место – высокие скалы,
речушка, вытекающая прямо из горы. Как нам сказал Юрий
Николаевич, здесь еще одна пещера, эта дикая. К ней с
дороги ведет тропинка, но мы в цейтноте, пещеру искать
не стали, едем дальше.
16.6 км. Река Белая. Опасный спуск, тяжелый
подъем
Места открытые, продуваются ветром, и
потому дорога здесь сухая. Регулярно проносящиеся мимо
лесовозы поднимают тучи пыли. С лесовозами нужно быть
аккуратней. В паре мест на поворотах видели кучи
высыпавшихся из кузовов бревен.
Причем в месте,
изображенном на предыдущем фото, машина с пустым
прицепом еще стояла рядом с кучей, значит бревна
высыпались буквально перед нами.
50.5 км. За километровым указателем 141 км
от Архангельска съезд к реке. Немного пошарив по берегу,
справа от съезда, метрах в ста за придорожными кустами
хорошая площадка на берегу реки. Ставим
палатку.
После дождя посвежело, хотя и до того от
жары сильно не страдали. Река парит. Сходил за водой,
потом весь вечер хожу, мурлычу под нос "Smoke on the
water".
Сегодня только езда, никаких интересных
объектов по дороге нет. Разве только вон та белка на
лиственнице. Пока доставал фотоаппарат, белка ускакала на
верхушку, остались одни шишки.
Только перекусили - пошел сильный дождь,
ветер усилился. Холоднеет прямо на глазах. Вначале,
было, попытались дождь переждать, но очень быстро
начинаем мерзнуть. Лучше ехать. Переобуваемся в сапоги,
едем дальше.
82 км. За д. Вождорма вновь начинается
асфальт
95 км. Сильный дождь с холодным ветром не
прекращается уже четыре часа. Несмотря на влагозащитную
одежду, промокли насквозь. Безуспешно ищем место для
стоянки. Вокруг заболоченные участки. Пока лазили по
болотам, налили еще и в сапоги. Населенных пунктов давно
не было, и неизвестно когда будут, карты на этот участок
нет. Время позднее, погода плохая, транспорта нет.
Состояние близкое к панике. К счастью, увидели недалеко
от дороги в лесу вагончик-бытовку. Внутри помойка. В
центре крыши дыра, куда выходила труба от печи. Сейчас
печки нет, в дыру льет дождь. Единственное не забитое
досками окно выбито, в него сифонит, как из
ветродуя.
28 июля. Последний день похода.
Дождь
лил всю ночь, льет и утром. Хотя сила значительно
уменьшилась.
6 км. Д.Боброво. Продукция местной
пивоварни известна как архангельский пивной брэнд
"Боброфф". Правда, объем продукции невелик, попробовать
здешнего пива нам так и не удалось. Даже в магазине
рядом с проходными не было.
25 км. Д.Малые Корелы видно издалека. Здесь
знаменитый музей-заповедник деревянного зодчества под
открытым небом. Сюда со всей области свозят памятники
архитектуры: деревянные дома, амбары, часовни, мельницы,
колокольни. Экспозиция разделена по районам –
Каргопольский сектор, Мезенский сектор и т.д. Вход в
музей - 40 рублей. Экскурсовод – 600 рублей.
Интереснейшая экскурсия длится около 2-х часов
Внутренний интерьер дома. Семьи были
большими. В красном углу сидел хозяин или гость. Вокруг,
на лавках, сыновья. На приставной лавочке дочери. Жены
сыновей за столом сидеть не имели права, черпали ложками
еду через головы дочерей.
Справа подвешена зыбка -
люлька для младенца. Зыбка накрыта ношеным сарафаном
матери, чтобы ребенок чувствовал запах матери и спал
спокойно.
Амбары обязательно имели дырку в двери -
для кошек, которые оберегали урожай от мышей. Ставили
амбары подальше от жилья, чтобы не сгорели в случае
пожара.
Карбасы. На таких лодках поморы до сих пор
ходят в море за рыбой.
Эта наглая белка тырит казенную паклю для
личных нужд прямо на глазах у изумленной публики.
А это образец современной архитектуры
Архангельской области. Много-много мелких окошек (штук
до 15-20), фасад на юг, поветь на север, сбоку крылечко,
наверху небольшой мезонинчик. Подобных домов в местных
деревнях практически 100 процентов.