Назад Домой Вперед

27 июля 2010 г. Апатиты - р.Бассейная Куна


Между Имандрой и Хибинами


"Хорошо, что дождя нет" - сказал Петрович, вытаскивая велосипед из вагона на перрон станции "Апатиты". И сглазил. Дождь пошёл немедленно. Рысью тащим вещи в здание вокзала. Здесь велосипеды можно собирать не спеша. Спешить всё равно некуда, за окном поливает, как из ведра. Наконец, всё готово. Вывозим уже взнузданных и запряженных железных коней под навес у входа в здание вокзала. Пока дождь поливает, пытыюсь выяснить у местных таксистов, можно ли проехать через территорию комбината.
Позволю себе в этом месте маленькое отсупление, чтобы понять, о чём идёт речь. Маршрут наш идёт от Апатит на север, и проходит параллельно железной дороге между Хибинами и озером Имандрой. И основная дорога идёт через АНОФ-2, то бишь Апатит-Нефелиновую Обогатительную Фабрику. Когда я готовил поход, прочитал в Интернете совершенно противоположные мнения относительно проезда через фабрику. Кто-то проезжал совершенно спокойно, кто-то утверждал, что там не проехать. Маршрут широко популярной в узких кругах экстремальной велогонки "Хибинская кругсветка", она же "Хибинский фестиваль мультиспорта", проходившей здесь три недели назад, почему-то обходит фабрику по боковым дорогам. В общем, никакой уверенности.
Таксисты обстановку никак не прояснили. Они почему-то все до единого оказались выходцами с солнечного Кавказа, и на все вопрсы только махали руками: "Ищи местного!". Водители маршрутных автобусов тоже ничем помочь не смогли. Я совсем уж было отчаялся, но к счастью удалось найти толкового парня, который сказал: "Там люди повадились на дачи ездить, поэтому поставили шлагбаум. А вас-то на велосипедах пустят".
Ободрённые этими словами выезжаем, когда дождь ещё не совсем закончился. За пеленой дождя темнеют уже плоские вершины Хибин.
Апатиты
По дороге заезжаем в уже хорошо знакомый нам по прошлым походам универсам на перекрёстке перед мостом через железную дорогу. Закупаем продукты на трое суток, переезжаем через мост, потом по объездной дороге (я предложил заехать, посмотреть город, но никто почему-то не захотел) до поворота на фабрику, проезжаем кольцевую развязку и спускаемся вниз. Слева остаются градирни ТЭЦ, знакомые по фото с фестиваля, и вот уже табличка, говорящая о том, что перед нами ударная космсомольская стройка, ордена Ленина и ордена Октябрьской революции производственного объединения имени С.М.Кирова АНОФ-2. Вместо удостоверяющей печати уже полузабытый пятиугольник советского Знака качества.
Подъезжаем к АНОФ-2
Перед комбинатом, как и было обещано, шлагбаум Дежурят две симпатичные охранницы. Одна в будке, другая у шлагбаума. Я спросил у неё, можно ли проехать? "А чего ж нельзя? Проезжайте" - любезно ответила девушка. И мы проехали. Комбинат огромен. Циклоскопические сооружения, запахи соответствующие, шум работы. Нужен, значит, ещё стране апатит.
Кстати, апатит - это ценное сырьё, в основном для производства фосфорных удобрений, и здесь, в Хибинах, его свыше трети мировых запасов. Для интересующихся подробностями вот, например, ссылка , где расписано всё коротко и понятно. Ну, и Гугль, конечно.
Саша вспоминает Грабера, известного любителя снимать всяческие промышленные объекты. Был бы он с нами, раньше вечера вряд ли бы мы отсюда вырвались.
АНОФ-2
А так - вскоре выезжаем на великолепное шоссе. К этому времени тучи разошлись, выглянуло солнце, и мы на радостях устраиваем небольшой сеанс группового стриптиза для подруг-коллег любезно пропустивших нас охранниц, расположившихмя в будке у другого шлагбаума, уже на выезде с фабрики.
За фабрикой километров 7-8 асфальт. Проехала пара машин и всё. Дорога ровная, широкая, ветер в спину. Живи да радуйся! И мы радуемся. Потом перекрёсток, стоит указатель, направо уходит грунтовка к станции Хибины. Дорога тоже отличная. Плотно прикатанный песок, а оставшиеся после утреннего дождя лужи лихо объезжаем. Настроение у всех празднично - приподнятое.
Дорогв у ст. Хибины
Перед станцией дороги разбегаются в разные стороны, много ответвлений и прекрёстков. Включаю на всякий пожарный на КПК навигатор, куда предусмотрительно закачана нитка маршрута "Хибинской кругосветки". Ориентироваться так гораздо проще. Да ещё можно задать вопросы местным жителям. Их немного, но они встречаются.
Выходим к реке Малая Белая. Саша лезет мерить брод, но я знаю, что здесь есть подвесной мост. И навигатор показывает на отворотку чуть влево. Вот, наконец, и мост.
Мост через Малую Белую.
Место здесь очень живописное. Направо, на восток, уходит тропа к перевалам юго-западной части гор - Ферсмана, Петрелиуса, Рамзая и другим. Короткий отдых, фотосессия и едем дальше.
у Малой Белой.
Сразу за мостиком подъём, и тут начинаются первые проблемы. Глинистая дорога основательно размешана колёсами тяжёлых грузовиков. Получилось болото. Тащим велосипеды по обочинам, стараясь не залезать сильно в грязь.
по грязи
На вершине подъёма вырубка. Всё понятно. Вывозили лес, вот и намесили. Дальше дорога получше. Под плотно прикатанной грунтовкой чувствуются россыпи камней - если топнуть ногой, звук удара гулкий, как по пустой бочке.
Я
Не успели порадоваться, как снова болото. Потом снова отличная грунтовка. И так всё время. Километр хорошая дорога, километр полное дерьмо - камни, болота, лужи, ручьи. Зато из ручьёв можно пить, не заморачивась кипячением и обеззараживающими таблетками. Чем мы и пользуемся.Едем не спеша, приветствуя во множестве встречающихся здесь туристов - пешеходников.
Ручей.
Перед станцией Имандра два хороших торчка. Крутые подъёмы, местами каменистые. Спускаться быстро тоже невозможно. Дорога плохая.
Спуск
В конце концов дорога пошла вниз, к станции. Перед самой станцией, на сороковой версте, река Гольцовка. Здесь два моста - железнодорожный и пешеходный, подвесной.
Вход на мост примерно на высоте талии, велосипеды приходится затаскивать втроём: двое снизу и один сверху.
Мост через Гольцовку
Наконец, все на правом берегу. Разоблачаемся и лезем в Гольцовку купаться. Вода приятно холодит - пока ехали, воздух прогрелся до 27 градусов по Цельсию. Ещё километр по очень приятной дороге среди сосен, обходим большую лужу, и мы на станции Имандра. Едем всё время вдоль железнодорожных путей, никуда не сворачивая.
Имандра
Известно, что за станцией нам нужно повернуть направо, и всё время нас так и тянет на это право, на любую уходящую в ту сторону тропку. Но продолжаем упорно ехать параллельно рельсам, пока не упираемся в водную преграду. Судя по карте, это один из заливчиков губы Леммлухт озера Имандра, того самого, которое дало название станции и про которое я уже писал в отчёте 2004 года. Перед озером дорога виляет резко вправо, уходит в молодой ельник. Потом влево и небольшой спуск в болотце, посередине которого протекает ручей. Форсируем болотце частично по мостику, который располжен аккурат посередине болота, и чтобы войти на него и потом сойти приходится преодолевать метров по 5 трясины. За болотцем подъём, и здесь на пригорочке обнаруживаем группу велосипедистов. Остановились, познакомились Это ребята из Апатит, велосипедный клуб. Они едут по нашему же маршруту, но участок, который мы планируем пройти за день, они идут три дня. Отдыхают, короче.
Побратались, сфотографировались.
Байкеры из Апатит
Ребята собираются выезжать, предложили поехать вместе с ними. Сказали, что километров через 12 будет брод, и там можем вместе заночевать. Почему бы и нет? Хотя нам пора вствать, всё же первый день, акклиматизация и всё прочее. Но двенадцать километров это ерунда, и мы согласились. Только сказали, что ждать не будем. Апатитцы и так, увидев наши шорты и футболки обозвали нас "Кормовая база для комаров". А комары кусают, только когда стоишь. Да к тому же и груза у нас побольше будет, угнаться за едущими налегке байкерами нам будет тяжеловато. Потому сказали им, чтобы догоняли, а мы поедем помедленнее.
Дорога такая же, как и перед станцией. Первоначально хороший участок, потом болото. Потом снова хороший, потом снова болото или каменный завал, и так далее. Мы уже порядком подустали и малодушно помышляем о том, чтобы встать на ближайшем ручье. На карте их обозначено несколько, но в реальности они или очень мелкие или вообще пересохшие, да к тому же ещё и болота рядом, много комарья.
Каменная речка
Наконец, нас догоняют пара ребят из Апатитской группы. Некоторое время едем с ними, активно общаемся. Они сообщили нам прогноз погоды. Прогноз благоприятный. Посетовали, что затекают спины, багажников у них нет, груз везут за плечами. Потом они решают подождать свою группу и отстают.
А мы продолжаем ехать, хотя обещанные 12 километров давно пройдены. Очень устали. Каждое просветление впереди принимаем за нужный брод, но брода всё нет и нет. Петрович, которому я расскзал про Хибинскую кругосветку, ворчит: "За пять часов поезжают? Хрена! Обманывают, поганцы!"
Наконец, вот она, река Бассейная Куна и нужный нам брод. Вместо обещаных 12 километров от Имадры проехади все 17, а всего за день прошли 64 километра.
Апатитцы приходят, когда уже садимся ужинать. Вопреки планам, с нами не остаются, решили ехать дальше, к озеру Гольцовому. Через реку переправляются долго. Мы уже и поужинать успели, а они всё ещё переговариваются у брода.
Первый день похода и тяжёлая дорога дают о себе знать. Устали сильно. Да ещё для лучшего расслабления Петрович развёл двойную дозу. В результате я заползал в палатку, засыпая на ходу. Успел только буркнуть попытавшемуся было пообщаться на сон грядущий Маслову: "Нет, Петрович, сегодня разговоров не будет" и тут же отключился.

Куна
Назад Домой Вперед
Hosted by uCoz