Назад Домой

8-9 августа. Дорога домой (Паанаярви-Лоухи).


Дорога

Ещё одно, последнее сказанье, и летопись окончена моя...
Но вначале хотелось бы показать немного бытовые условия в парке. Не рекламы ради, а так, для информации. Может, кому интересно будет.
Итак, вот тот самый мост Оланги, у которого стоит наш домик. Финны ездят через него очень интересно. Впереди, спиной вперёд, пятится разведчик, высматривает торчащие гвозди. За ним с черепашьей скоростью ползёт экипаж с финскими номерами. Наши перелетают через мост не сбавляя скорости. С тем же эффектом, потому как проколов ни у тех ни у тех мы не видели.
Мост Оланги
А вот и сам домик. Велосипеды пристроили на крылечке. Здесь же, под навесом удобно сушить вещи.
Домик
Мы с Сашей, вспомнив о детстве золотом, выбрали почему-то места по углам. Саша, как истииный завхоз, поближе к столу.
Место Саши
А это мой уголок.
Моё место
Лена обосновалась на верхотуре, под самым коньком крыши.
место Лены
А это хозяйственный уголок, где можно разместить различные нужные (и не очень) вещи.
Уголок
Недалеко, на высоком берегу Оланги кухня со всем необходимым для варки, жарки и даже копчения.
Кухня
Этот низкий сарайчик на сваях называют "Холодильник". Хотя, в отличие от настоящего холодильника здесь хранятся ещё и дрова, кухонная утварь и т.п.
Холодильник
Дровяник. Хочешь погреться или покушать - помаши вначале колуном.
Дровяник
А это наиболее приятное место - баня.
Баня
От бани тропка ведёт к речке, где для удобства сооружён небольшой мостик.
Баня
В предбаннике печка, запас дров. Водопровода нет, перед баней нужно натаскать из реки пару вот этих баков воды, каждый вёдер по 10.
Предбанник
Парилка с печью. Сделана по принципу самовара. Вокруг печки большой котёл. И сами греемся, и воду одновременно греем.
Парилка
В другом углу мыльно - постирушечное отделение. А вообще, с баней связано не только приятное, но и самое большое моё разочарование. Разочарован я был отсутствием пива.
Мыльня
Прожив два дня в домике, на третий переехали на другую сторону от моста, где на высоком берегу поставили палатку.
Дагерь у моста
Над кухней кто-то соорудил нечто вроде чума.
Чум
Но вот, наконец, пришла пора прощаться. Фотографируемся на память с нашим гостеприимным егерем Татьяной Егоровной.
С Татьяной Егоровной
Едва переехали мост, как брызнул дождь, заметно похолодало. И чем дальше, тем больше. Тем не менее, отдохнувшие, двадцать километров до кордона проезжаем довольно шустро. А на кордоне навстречу нам с Сашей выскакивает выехавшая чуть ранее нас Лена: "А можно я до Пязерского на машине поеду, и вас там подожду?". Тут же стоит УАЗ, приехавший забрать одного из егерей на выходные в посёлок. Начинаем обсуждать, ехать Лене, или не ехать. Если ехать, то может быть все рюкзаки увезти... Короче, мы, изнеженные чистыми простынями и ежедневной баней не смогли противостоять соблазну, загрузились в машину и следующие 60 километров до посёлка проделали в тёплой уютной кабине.
В дождь
Дождь не прекращался больше суток. Под дождём выехали из Пяозерского. Под дождём проезжаем посёлок Тунгозеро. Здесь немного заплутали, как обычно поехав не туда, куда нужно, а туда, где дорога лучше. Долго искали, где же упоминаемый опрошенными жителями посёлка "асфальт". Я даже возвращался километра на два назад, обратно в посёлок, чтобы уточнить, действительно ли вот та отвратительного качества дорога называется "асфальт". Мне повезло, я встретил единственного здравомыслящего человека в посёлке, который объяснил, что асфальт начнётся только за Кестеньгой, до которой ещё километров 30, а дорога действительно та.
Кстати, заблудиться помогла ещё и устаревшая генштабовская карта издания 1984 года. На ней дорога показана по южной окраине посёлка, хотя на самом деле она проходит по северной, и на развилке у въезда в посёлок нужно ехать налево.
Участок за Тунгозером мрачный. Кругом болота. Дорога - худшее проявление "стиральной доски" Чувствуется, что грейдер проходил здесь очень давно. И поэтому решаем встать на ночлег в первом подходящем месте. Местом таким стал берег реки Софьянга. Саша съездил на разведку, вернулся: "Поехали туда, там море!". На самом деле там не море, а Топозеро. Как и Пяозеро Топозеро является частью огромного Кумского водохранилища, образовавшегося из нескольких рек и озёр при строительстве в начале 60-х годов прошлого века Кумской ГЭС. Водохранилище действительно похоже на море, и за железнодорожным мостом натуральный прибой. Ветер гонит с востока волны вполне морского размера.
Но с другой стороны из-за этого же ветра на берегу холодно, да и сыровато здесь. Возвращаемся назад. Метрах в ста пятидесяти от автомобильного моста вполне приемлемая полянка. Ставим палатку, тент. Пока Саша в течение часа пытается развести костёр, я пробежался по окрестностям, нашёл, по-видимому заброшенную воинскую часть. Притащил оттуда пару сухих досок, быстро собрал печку и приготовил ужин. Знать заранее, можно было бы заночевать в одном из заброшенных зданий. Окна, конечно, повыбиты, полы и стены большей частью поразобраны, но крыши кое-где целы, найти сухое местечко вполне реально.
Тем временем Саше удалось, таки, разжечь костёр. Притащил откуда-то небольших брёвен, и весь вечер, несмотря на дождь, они с Леной просидели у костра. А я полакомился на десерт малиной, которой здесь видимо-невидимо, и лёг спать.
Утром снова дождь. Греемся в расположенной за мостом через Софьянгу деревне Софпорог, в придорожном магазине. Заодно уничтожаем местные запасы выпечки и кефира. Запасённой энергии хватило на то, чтобы одолеть оставшиеся до станции Лоухи 80 километров почти без задержек. Разве что в Кестеньге я подкрепился баночкой пива, а спутники мои соком и конфетами. Да ещё вот у этого колодца в посёлке Сосновый доели остатки сала. Хитрые сосновцы для того, чтобы запутать проезжающих водителей написали на бетонном кольце предупредительную надпись, но мы на неё не повелись. Ещё в Сосновом очень вкусный хлеб. Купленную буханку слопали в мгновение ока. Поехали за второй, но поздно. Расхватали хлеб быстро.
Колодец
За Кестеньгой действительно начался асфальт, правда не сразу. Километров 10 ещё едем по песку. Зато дождь закончился. Ещё холодно, но можно скинуть сапоги и непромокаемую одежду. А когда начался асфальт, ехать стало совсем хорошо. Едем, рассуждаем, что будем делать в оставшиеся дни, коих в нашем распоряжении аж четыре штуки. Обязательная программа похода выполнена, можно откатать произвольную. Билетов обратных у нас нет, и мы ни к чему пока не привязаны. Вариантов несколько. Можно доехать поездом до Кеми и податься на Соловки. Можно доехать до Петрозаводска, осмотреть столицу Карелии, сплавать в Кижи. Можно покататься по здешним краям - съездить в Чупу, на Кереть, доехать до Белого моря. Но вначале нужно выяснить наличие билетов до дома, и потому перво-наперво в Лоухи, на железнодорожную станцию. Проезжаем перекрёсток с Мурманским шоссе, и почти сразу за ним начинается длинная череда серых одноэтажных строений - посёлок Лоухи. Посёлок возник в начале 20-го века, когда строилась железная дорога к Романову-на-Муроме, ныне Мурманску. Название своё он получил в честь героини "Калевалы", хозяйки Похъялы. По преданию, Похъяла располагалась где-то поблизости.
Перекрёсток
Вокзал весь забит туристами. Поезда на юг идут преимущественно ночью, и касса открывается только после 22:00. Снова начинается нудный дождь. Включаю коммуникатор, лезу в Интернет за прогнозом погоды. На предстоящие дни дождь и холод. Пока ждём, когда откроется касса, продолжаем обсуждать планы. Прогноз погоды всех разочаровал. К тому же у Лены разболелось ахиллово сухожилие. И перспективы погулять ещё по Карелии тают на глазах.
Наконец, касса открывается. И даже есть билеты на поезд Мурманск-Новороссийск, самый удобный для нас поезд, везущий нас до Тулы без пересадок. Отправляется поезд завтра утром, в шестом часу. И этот факт стал последней каплей, для того, чтобы решить: "Погуляли на славу, пора домой".
Вот так закончился наш поход. До следующего года!

Дед Григорий.

Я у водопада
Назад Домой
Hosted by uCoz