Сегодня выходим на маршрут
около 10:30. Я вышел пораньше, чтобы найти нужную дорогу. Вот, похоже,
вон она, та дорога. От серого здания, стоящего на северной стороне
комбината идет к красному зданию, которое стоит выше комбината, и,
скорее всего, дальше вокруг горы. Подходит Вова. Вместе ждем Юрия. Что-то он очень
долго сегодня собирается. Не приболел ли?
Вчера вечером подозрительно долго сидел на камушке, не проявляя никакой
активности.
Сегодня утром после завтрака тоже. Да нет, вроде. Вот он, уже идет. Доезжаем до начала подъема, а дальше пешком. Хотя дорога хорошая, ехать невозможно, очень круто. Комбинат вместе с озером Ильма вскоре остается далеко внизу. |
|
Хорошей дороги, к сожалению, не более двух
километров. Дальше она сильно разворочена бульдозерами, встречается
несколько небольших карьеров, дорогу вокруг них приходится разведывать.
Выше дороги поперек склона, будто вокруг какого-то
средневекового замка идет глубокий ров. Воды, правда, нет. Встретился на пути какой-то непонятный аппарат, похожий на гибрид лунохода и глубоководного аппарата "Мир". |
|
Примерно еще через километр хода от идущей на восток
дороги вправо, на юг, уходит отворотка. Нам туда. Похоже, это
единственное место на несколько километров, где без проблем можно
преодолеть ров. Сразу за перекрестком начинается круча. Приходится попыхтеть. Зато виды открываются отсюда замечательные, на десятки километров вдаль. Прямо под нами во всей красе лежит город Ревда вместе с окружающими лесами и озерами. |
|
Дорога, кажется, чем дальше, тем круче. К тому же на ней появляются крупные,
скользкие камни, ручьи. Прикидываем, какой должна быть машина, что проложила
здесь колею. Получается что-то типа танка. Идти тяжело. Движемся мелкими бросками. Метров 20 прошел, постоял, отдышался. Еще метров двадцать. И так всю дорогу. Хорошо еще, что велосипеды не нужно тащить на себе. Пока еще вместе с рюкзаками катим рядом с собой. Идем уже три часа, а прошли всего 6 километров. |
|
На середине подъема небольшой ровный участок, где можно чуть передохнуть и устроить перекус. И снова каменная круча. | |
После шести километров пути дорога выходит на плато,
немножко выравнивается. Но другая проблема. Появились
каменные завалы - курумники. Там велосипед с рюкзаком вообще тащить невозможно.
Отстегиваем рюкзаки, берем на спину. Некоторое время идем так.
Стараемся не сбиться с дороги. На камнях колея практически незаметна,
хорошо, что кое-где стоят путеводные вешки. Проходим один курумник, другой, третий. Рюкзак с непривычки оттягивает плечи, болтается на спине. Не готовились мы сегодня на себе рюкзаки таскать. И у Боголюбова и у Васильева в отчетах прочли, что кое-где можно ехать, вот и решили, что уж катить-то велосипед точно везде можно с рюкзаком. А рюкзак для переноски на спине совсем по другому укладывать надо. Ругнувшись про себя, решаю, что лучше все-таки, когда груз едет на велосипеде, хоть и тащить велосипед тяжелее. Вешаю рюкзак на багажник, Владимир позади делает то же самое. Только Юрка еще идет, рюкзак тащит на спине, бережет велосипед. Ехать, правда, действительно кое-где можно. Только педали вот мы давно отвинтили, чтобы за ноги не цеплялись. |
|
Огибая гору Карнасурта проходим высшую
точку дороги, высота чуть более 900 метров над уровнем моря. После
этого гору Эльмарайок, высотой каких-то 860 метров, практически не
замечаем, хотя проходим совсем рядом с вершиной. Не похожи на пики
местные горы. Так, какие-то шишки на ровном месте. Тем временем потихоньку сгустились тучи, моросит дождь. Долина реки Светлой (на заднем плане) сегодня какая-то темная. И по-прежнему валяются здесь остатки давно разбившегося то ли самолета, то ли вертолета. |
|
Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок.
Избушка-избушка, стань ко мне передом, к лесу... Тьфу ты, а леса-то
здесь
сроду не было. Эту архитектурную композицию встретили на склоне Эльмарайока. Если уж совсем припрет (а, что может припереть, верится почему-то совсем легко), можно укрыться. В стенах, конечно, дыры, но крыша еще цела. |
|
И вот оно наконец! Озеро! Правда, встречает нас как-то неласково. Дождь усилился. Сплошная облачность, сильный ветер. | |
Южная часть гор вообще вся закрыта облаками. Где-то там
прячутся самая высокая вершина Ловозерских тундр - гора Ангвундасчорр
(1120м.) и перевал Геологов, на котором очередной Юркин тайник. В
хорошую погоду туда можно было бы сходить налегке, но сейчас это,
скорее, фантастика. Стоим некоторое время на развилке дорог у начала распадка, образованного рекой Куклухтнюнуай и ее притоками. Направо вниз уходит автомобильная колея к озеру, обнаруженная Боголюбовым в 2000-м году. Но вот еще одна дорога идет прямо. Если верить карте, она доходит до истока ручья Суолуай, и там переходит в тропу, выводящую прямо к Сейдозеру. Что дорога есть, мне известно из отчетов, но какая она, каков спуск к озеру, не знаю. Зато прекрасно представляю тропу по берегу озера. Тропа, мягко выражаясь, не сахар. А тут так заманчиво, пройти еще километра четыре по какой-никакой, но все же дороге. Наконец, природная лень берет свое, и я машу ребятам рукой: "Идем прямо!" |
|
На 19-й весте дневного перехода выходим к истоку
Соулуая.
Отсюда чудесный вид на восточную часть озера, заливы Саррьлухт
и, отделенный длинной косой с узким проливом Цетчецаб. Чуть ближе
виднеется озеро Щучье. Обещанной тропы нигде не видно. Справа и слева два ручья с шумом спускаются по узким кулуарам, чтобы слиться у подножия узкого контрафорса. На вершине контрафорса стим мы, по колено в болоте. Мучают два извечных русских вопроса: "Что делать?" и "Кто виноват". Вокруг кручи, кажущиеся совершенно непроходимыми. |
|
Дождь тем временем переходит в настоящий полярный
ливень. Пытаясь спастись от потоков воды сверху и снизу, заходим
в стоящий прямо посереди болота сарай. Помимо воды, здесь еще куча
голодного, водонепроницаемого комарья. Сарай совсем худой. Дождь хлещет
через дыры в потолке, ветер через дыры в стенах. Но все же здесь лучше,
чем на открытом месте. Примерно час обсуждаем, что нужно делать. Считаем в уме: вернуться назад, к известному спуску - четыре километра, это три часа ходьбы. Спуститься - пусть еще столько же. На часах восемь вечера, к озеру доберемся только завтра к утру. Плохо. Владимир надеется дойти еще сегодня. Иду на разведку. Ручей справа выглядит позаманчивее, сходил вначале туда. Но там над ручьем снежник, края подтаявшие, сам ручей под бежит по пробитому под снегом тоннелю. Если пойти здесь с грузом, можно провалиться, тогда без переломов точно не обойдешься. Иду налево. Здесь спуститься можно. Сползаю по камням к ручью и без особых проблем спускаюсь к месту слияния ручьев. Дальше проще. В принципе, пройти можно, если осторожно. Поднимаюсь и говорю: "Давай спускаться здесь". Владимир чуть подумал и решился: "Да, спускаться нужно, и других вариантов нет" |
|
Фото со спуска, к сожалению нет, фотоаппарат лежал
глубоко в рюкзаке, лил дождь, да аще побоялся разбить о камни. Вот
снимок ущелья,
сделанный через пару дней. Стрелкой показано место, где стоит сарай. Итак, говорю ребятам: "Идите за мной!" и тащу велосипед к началу разведанного спуска. (на фото виден кулуар с ручьем справа от стрелки). Там снимаю с велосипеда рюкзак, подгоняю лямки, сцепляю стропами "ноги" рюкзака, короче, готовлюсь к спуску. Только вот парней моих что-то долго нет. Вылезаю из кулуара... их там тоже нет. Вот это номер! Думаю: "Ни фига себе Сейдозеро! Читал про него, что люди здесь пропадают, три года назад сам был свидетелем, как егеря и милиция человека в лесу искали. Но не думал, что пропадают так быстро". Кричу, бегаю туда-сюда, нет никого. Достал рацию (у нас с собой пара маленьких и слабеньких "Уоки-токи"). Пытаюсь вызвать Вову, но тот не отвечает. Наконец, где-то на склоне, уже за ручьем, рация прочухивается. Шипит и слышен отрывок Вовиного голоса. Я бегаю, ищу место. Наконец, удается распознать фразу: "Ты где?". Кричу в микрофон: "Ты куда-нибудь выйди повыше, поговорим". Ответ: "Щас, блин, брошу рюкзак, пойду повыше, с тобой разговаривать! Мы здесь, уже внизу, у слияния двух ручьев". Оказывается, они не заметили, куда я пошел, и спустились другой дорогой. Между двух снежников (вниз от стрелки). |