3 августа 2012г. Пысса - р.Выбор
Чувствуется,
что едем на север. Сегодня ночью проснулся - в палатке светло.
Посмотрел на часы - половина четвёртого ночи. Утром встал в половине
седьмого. В небе ни облачка. Приготовил по-быстрому еду, разбудил Лёшу.
Позавтракали,
собрались довольно быстро, в 10 часов выезжаем. Только
выехали, набежали тучки, брызнул дождь. Совсем недолго,
минут 5. Но остановиться и зачехлить рюкзаки пришлось. Потом тучи
разогнало, идут большие кучевые облака с большими
просветами.
До
Латьюги доскочили достаточно быстро. Сама деревня в стороне от дороги, перекрёсток сразу за
мостом через одноимённую реку.
От Латьюги первые километров 10
значительная пересечёнка. Подъёмы километров до двух, достаточно крутые.
Дорога - плотно прикатанный песчано-галечный грейдер, местами
переходящий в стиральную доску.
Ехать
немного скучновато. Дорогу пересекают несколько рек, сама крупная из
них, как раз Латьюга. Можно напиться, помыться.
На обочине указатель.
Судя по надписи, родной район для Лёши. Вот он, одной ногой ещё в Республике Коми, другой уже в Архангельской области.
С другой стороны дороги надпись победнее.
За границей Архангельской области и Коми
рельеф немного выполаживается, пересечёнки меньше. Дорога идёт
практически без больших спусков-подъёмов.
Вдруг
пропал Лёша. Ехал-ехал и
вдруг исчез. Ничего не сказал. Я уже привык к таким его экзерцисам,
поэтому вначале не обратил внимания. Поехал помедленнее, потом
остановился, подождал. Минут 20 прошло, а его всё нет. Разворачиваюсь,
еду назад. А вот и он. Остановился у речки, искупался. Хоть бы
предупредил, а то я уж волноваться начал.
За речушкой Фомин впервые появились кусты иван-чая - неизменного спутника северных дорог.
Въезжаем в посёлок
Зубово.
В
первом же огороде увидели мужичка, косившего траву какой-то особой
косой с короткой ручкой. Подошли к нему. Поговорили. Спросили про
дорогу. На нашей карте дороги по левому берегу нет, и я
уж было собрался переправляться через Мезень в деревню Вожгору. На
карте дальнейшая дорога идёт из неё правым берегом. Но на вопрос о
переправе мужик замахал руками: "Что вы, дорогу давно проложили по этой
стороне, я сам её строил когда-то. Вам до Койнаса, а там недалеко
переправа". Спросили ещё, где магазин, и поехали пополнять запас
продуктов, а заодно и перекусить.
Зубово - огромный посёлок, но сейчас
производит впечатление заброшенного. Дома стоят запущенные, покосившиеся,
полуразвалившиеся. Даже не хотелось фотографировать.
Но Лёша кое-чего нащёлкал.
Сидим
на травке у магазина, пьём молоко, закусываем булками. Подходит наш
новый знакомый: "Давайте я вам дорогу покажу, чтобы вам не
возвращаться, я вас напрямую выведу. Там спуститесь к реке и
пообедаете". Пока шли, он для нас провёл
целую экскурсию. Сам местный уроженец, но сейчас отсюда уехал, работает в Коми. Рассказал,
что здесь был раньше огромный леспромхоз,
занимал первое место в Архангельской области. Плоты возили по 5 тыс.
кубометров леса, сплавляли по Мезени до Белого моря. Оттуда морем везли
дальше. Пять раз в неделю самолёты по 2-3 рейса в день делали. Сейчас
только один раз в неделю в Вожгору летает. Леспромхоз закрыли, работы
нет, народ разъехался кто куда. Провёл по деревне, показал
бывший леспромхоз. Стоят боксы развороченные, металлолом валяется
покорёженный. Ругал перестройку, Горбачёва, Ельцина и всю компанию.
Сразу
за деревней дорога действительно выходит на берег реки. Спускаемся к
воде, и на остатках какой-то деревянной конструкции в форме то ли
саней, то ли рамы устраиваем обед. Пищеварению способствуют красивые
виды на реку и деревни на противоположном берегу - Пустыня и Вожгора.
За Зубово
километров 7 очень приятные дороги по лугам. Мелкощебночно-песочное
покрытие, твёрдое, едется легко. И вообще немножко дорога камерная.
Узенькая, кустики, вокруг, за кустами отличнейшие луга.
Потом
вдруг резко
начинается песок. Поначалу даже растерялись. Уже посчитали, что
песков-то быть не должно. Пытались тащить велосипеды, но очень быстро
обнаружили, что под песком находится старое покрытие из брёвен.
Подобные дороги здесь называют лежнёвками. Брёвна для экономии
прокладывались не по всей ширине, а двумя полосками, по колее. Когда
прокладывали дорогу, старую лежнёвку засыпали песком. Сейчас покрытие
разбросало колёсами машин, и брёвна чуть
торчат из под песка.
Там,
где лежат брёвна, можно очень хорошо ехать. Только очень осторожно,
брёвна скользкие, колея узкая. Едем медленно, со скоростью 10 км/час, но
едем. Вот попался участок, где вместо брёвен лежат бетонные плиты.
Начали, видно дорогу модернизировать, но так и бросили.
Этот
участок нас почему-то развеселил. "Ya-ya! Das ist fantastisсh! Modern
technology! Lezhnevka, neue model!" - перебрасываемся с Лёшей фразами
сквозь смех, под мерный стук колёс на стыках плит. Бетон быстро
кончился, снова пошёл песок. И участок такой идёт
до реки Лебская Россоха. Что означает это название мы не поняли. Потом начинается
обыкновенная гравийка.
Снова заходят тучи. Дважды
попадаем под сильный
дождь. Лёша первоначально попросился встать в 6 часов на какой-нибудь
реке, даже не обязательно на Мезени. На любой более-менее приличной. Я
ему сказал, что будем ехать до 6, и с 6 до 7 будем искать место для
стоянки. Встать на Мезени, скорее всего не получится. Здесь дорога
уходит круто в сторону от реки и делает широкую петлю, обходя болота.
Вскоре вновь появляется песок и лежнёвки.
Наконец подъезжаем к
совершенно гнусному размякшему глинисто-песчаному спуску, на котором
идём, с трудом вытаскивая ноги из хлюпающей жижи. Спускаемся к реке.
Река называется Выбор. Лёша тут же сказал: "Хорошее название Выбор.
Хочешь переправляйся, хочешь не переправляйся". Через реку нет моста,
есть брод. Но по причине высокой воды довольно глубоко, течение быстрое,
брод с берега не просматривается. Я разулся, промерил фарватер.
Местами по
колено, в других местах меньше. По дну лежат плиты старые, от дороги.
Но сейчас они частично снесены сильным течением.
Чтобы проще было тащить, я вначале
перенёс рюкзак, потом велосипед. Лёша перекатил свой велосипед не
разгружая. Втулки, конечно, погрузились в воду, что там будет завтра я
не знаю. Посмотрим.
Сразу за бродом стоят мощный трактор, бульдозер и два домика - один вагончик
металлический, поновее. Другой старый, деревянный. Вагончик на замке,
домик открыт. Посмотрели, там как обычно - две лавки, столик, печка.
Спартанская обстановочка. Лавки достаточно узкие, но спать можно.
Лёша настолько
обрадовался этой стоянке, что даже самостоятельно
приготовил ужин и собрался развести печку. От второго, к счастью,
удалось его отговорить. Пожара нам только не хватало! Я тем временем
попытался половить рыбу, но из этой
затеи ничего не получилось. Берега с нашей стороны очень обрывистые,
подходов к воде практически нет, а где берег более-менее опускается,
там завалы. Попытался в одном месте побросать блесну, пару-тройку раз
бросил, зацепил, оборвал. Плюнул, смотал удочку. Дальше идти по берегу
просто
невозможно, там всё позаросло кустарником. Развернулся, ушёл.
Спать
легли рано, часов в 10.
Пробег сегодняшний 80 километров.