4 августа 2012г. р.Выбор - Усть-Кыма
Времени почти одиннадцать часов,
ждём, когда Лёша соберётся. Что-то он сегодня медленно. Часто бегает к
реке, умывается. Я уже минут 10 как собрался, Лёша пока бегает
туда-сюда...
Пока
он бегал, я занялся солнечной батареей. Сейчас всё чаще пользуюсь
телефоном в походах, и не только позвонить, там ещё и навигационная
программа, и ещё много чего. Но тут же встала проблема зарядки.
Пока заряжаюсь от обычных батареек через преобразователь, но
возможность пользоваться халявной энергией так заманчива! И этот поход
стал экспериментальным. Вначале пробовал заряжать телефон
непосредственно от батареи, но напряжение чуть больше допустимого,
срабатывала защита. Теперь немного
модифицировал схему. Сейчас светодиод, показывающий зарядку на телефоне,
горит постоянно, но как будет заряжаться непонятно, потому что
набежали тучки, солнца нет. Тучи, вроде бы не дождевые, надеемся,
что сегодня останемся сухими.
Нет сегодня и ветра, и это радует, постольку поскольку последние три дня всё время был
сильный ветер. В первый день попутный, юго-восточный. Потом два дня
северо-западный, холодный, встречный. Мешал ехать даже в лесу, где
деревья обычно от ветра защищают.
Что-то
сегодня разъездились машины. В первые дни видели по три-четыре, а то и
одну в сутки, а сейчас уже с утра третья "буханка" прошла. Очевидно,
поблизости важные населённые пункты. УАЗ-"буханка", кстати, практически
единственный транспорт, который мы здесь пока видим, и это
неудивительно, учитывая состояние местных дорог.
Да, что-то Лёша о-о-очень долго
собирается. Я ему пообещал сегодня после отбоя устроить тренаж по
разборке-сборке рюкзака, сразу забегал быстрее.
Наконец,
выезжаем. Через 4 км после стоянки сторожка лесника. Домик небольшой.
Покосившийся, полуразвалившийся, но похоже сухой. Дорога - плотно
прикатанный грейдер. Едешь, как по асфальту. 20-25 км/час легко.
Велосипед после вчерашнего весь в лепёшках грязи, глина с песком. Надо
бы помыть, но вспоминаю Олегово: "Солнце выйдет из-за туч, высушит
дорогу. Грязь отвалится сама, ну и слава богу!".
Через
13
километров проезжаем кладбище. На кладбище компания. Приехали
навестить могилки родственников. Местная жительница и её родня
откуда-то из под Свири. Посидели с ними немножко, пообщались. В
очередной раз поражаюсь тому факту, что практически все местные
жители могут назвать все деревни на протяжении тысячи километров от
истока до устья Мезени. Они
угостили нас чем там им бог послал, предложили по 50 граммчиков, но мы
отказались. Ехать ещё много, лучше уж вечерком расслабимся. Кладбища,
кстати, здесь расположены исключительно вдоль дорог. Поэтому, когда
видим кладбище, радуемся - значит скоро деревня.
За
кладбищем метров через 300 перекрёсток. Прямо - в деревню Кысса, нам
налево. Ещё через полкилометра упираемся в реку Низьма. Брод не очень
сложный. Глубина по колено, но быстрое
течение. И достаточно широкая река. Форсируем без всяких затруднений.
Сразу
за рекой чудесные заливные луга. Стоят смётанные стожки. Чувствуется
близость жилья. А вот и оно - деревня Усть-Низемье встречает нас
роскошной жидкой, хорошо размешанной глиной.
Но
запомнилось Усть-Низемье не только глиной. Деревня понравилась. Крепкие домики, окруженные
огородами. Почти в каждом дворе колодец с колодезным журавлём из
такого толстого бревна, что можно было бы поднять целую цистерну.
И отличный вид с невысокого угора, на котором даже стоят скамеечки, очевидно для медитаций.
И первый обетный крест,
встреченный нами на пути. Такие кресты составляют значительную часть
местной культуры. Желающие узнать про них чуть больше могут
ознакомиться, например, со статьёй Кресты на Русском Севере. Большинство крестов датируются 19-м веком, а этот - новодел.
Грабер
зачем-то поехал в магазин, я жду его на выезде из деревни.
Любуюсь идиллически пасторальной картиной лужка со смётанными копнами.
Что-то
нет Грабера, уж очень долго он там ходит. Я ждал и думал, что же он там
делает, в магазине? Может
продукты закупает? Так нам не нужно, у нас есть пока. Но вот и он,
собственной персоной. Едем дальше, дорогой он рассказал, что магазин
был закрыт, и он там просто читал объявления. Поделился со мной
расписаниями самолёта и рейсов местных автоперевозчиков.
За
Усть-Низьмой отличная дорога, гравийно-песчаная, плотно прикатанная.
Колёса сразу очистились от деревенской грязи. Справа за деревьями
просвечивает Мезень. Красота!
Отсутствие
машин и чуть влажная дорога привели к интересному эффекту. Футболка,
которую обычно в велопоходе день на второй - третий уже противно надевать,
до сих пор чистая. Почти как в той рекламе:
- Дорогой, где ты был?
- В
велопоходе.
- А почему футболка чистая, и не пахнет?
- Я в велопоходе по Мезени был!
На девяностом километре дороги и на 34 километре суточного пробега деревня Койнас.
Очень
солидная
деревня. На въезде аэродром, который Грабер по своему обыкновению
тщательно изучил и сфотографировал. Потом идёт современная часть. Дома,
в основном, новодел. Раскрашены в весёленькие цвета,
хотя стараются выдерживать стиль - наличники как и везде здесь белые. А
вот на выезде уже много домов старинной постройки.
Я
просто в восторге от дороги за Койнасом. Великолепные огромные ели,
дорога идёт берегом реки, виды обалденные. Правда, дорожка немного
сыровата и подразбита, но это ерунда, ничего не значащая по сравнению с
удовольствием от созерцания ландшафтов.
К
Усть-Кыме подъехали в районе половины четвёртого.
Вышли к реке, огляделись. Увидели стоящие на
берегу машины. Подумали, что это пристань. Потом поняли, что паром пристать
здесь не сможет, не даст длинная песчаная коса. Огляделись ещё раз и увидели пристань с паромом ниже
по реке, примерно в километре.
Подъехали
к парому. У въезда стоит
традиционная "буханка". Подумали, что нам повезло, но не тут-то было. Уже когда
затащили на палубу велосипеды, увидели объявление: "С 1 августа
вечерний рейс отменён". Я загрустил, а Лёше всё нипочём. Разделся,
полез купаться. Пока он плескался в воде, разглядываю местность. Вот
он, правый берег, совсем рядом, метров двести, это двести метров воды.
Решаю
оставить Лёшу с велосипедами, а сам пройти по берегу, искать попутного
левака.
Вначале через Лёшин телевик, потом через мой монокуляр разглядел на том
берегу женщину с детьми, садящихся в лодку. Подумал, что они решили
переправляться, понадеялся, что обратным рейсом переправят нас. Они
сидели долго, но так и не поплыли. Вот, кстати, местная лодка.
Длинная, узкая. Когда плывёт груженая, борт над водой возвышается
буквально на ширину ладони. На вёслах, судя по всему, не ходят. Мы, по
крайней мере не видели ни разу. Либо мотор, либо шест.
Потом увидел на противоположном берегу четверых мужиков.
Отсюда не видно, но судя по всему, одни из них копаются в лодочном
моторе, а другие дают советы. Ветер дует оттуда, голоса различимы
хорошо. Похоже, что все под большой мухой. Всё равно покричал, помахал
руками. Вначале внимания не обратили. Но потом смотрю, завели
двигатель, плывут в мою сторону. Подплыли двое, спросили:
- Чего надо?
- Переправиться - отвечаю - Нас двое, с велосипедами и рюкзаками.
- А
что, уже назад? Я же вас только недавно переправлял.
Судя по всему, он спутал нас с той группой, которую мы видели четыре дня назад в Усогорске. Пришлось
объяснить, что мы совсем другие велосипедисты.
- Ладно, переправим за
вино.
- Извините, ребята, вина нет, можем заплатить только деньгами.
- Ну ладно, поехали!
Сел в лодку. Лодка вся протекает, из щелей бьют
фонтанчики, рулевой одной рукой правит, другой вычёрпывает воду
обрезанной пластиковой полторашкой.
Его напарник попытался со мной
познакомиться. Я начал ему объяснять, что вот, приехали посмотреть на
природу, как люди живут, чем занимаются...
- Чем занимаются? - отвечает
- Водку пьют.
- Как же так? На водку деньги нужны.
- Ну, в свободное
время шабашат...
Всё
понятно. Подплываем к парому. Бегу на палубу, хватаю велосипед,
стаскиваю вниз, к лодке. Напарник усердно пытается помочь. Так усердно,
что во весь рост грохается прямо в реку. Как ни в чём не бывало встаёт,
отряхивается, тащит в лодку рюкзак. Наконец
загрузились, переплыли. Собираю вещи, смотрю нет рюкзачка с
грибами, которые
набрал по дороге. Думаю: "Ну всё, на том берегу остался"
- Мужики - говорю - Если нужны грибы, на том берегу сумка лежит.
- Поехали,
сплаваем - отвечает рулевой. Действительно, переплыли быстро,
пара-тройка минут, но что предложат съездить за сумкой, не ожидал.
Съездили, стали рассчитываться. Достал деньги, спрашиваю: "Сколько
платить?" Заранее не договорились о цене. Рулевой отвечает: "Двести
рублей". Я думал, что будет больше и готов был платить, но двести так
двести. "Ты что, дебил?!" - заорал напарник. Но рулевой упёрся:
"Двести, больше не возьму". Расплатились, и наши друзья тут же
отчалили, судя по всему, в направлении магазина.
Загружаем
на багажники
рюкзаки. Едем. За деревней крутой подъём. Дорога из песка с
гравием, сырая и сильно размешана с грязью. Протащили велосипеды и
проехали пару километров. На карте здесь обозначен изгиб реки.
Высокий и длинный омегаобразный мыс с расположенной на нём деревней Чучепалой, который мы срезаем по прямой. Слева
показалась
река, пошли отворотки. В первой остановиться негде. Едем дальше.
Дорогу пересекают несколько ручьёв. Перед вторым в лес пошла хорошая, накатанная дорога,
которая спускается прямо к берегу Мезени. Но на берегу сыро,
высокая трава.
Зато наверху хорошая сухая полянка среди ёлок и сосен.
Здесь кто-то незадолго до нас ночевал. Характерно примятая трава
показывает, где стояла палатка. Расположились и мы. Быстро приготовили
ужин. Лёша сварил из собранных грибов суп по собственной методе. Грибы
классные, как на подбор крепкие толстые боровички.
Повар традиционно переборщил с
вермишелью, вместо супа-лапши получилась каша-лапша, но всё равно
очень вкусно. Съели с хорошим аппетитом. Сейчас времени 10 вечера.
Ложимся спать. Обнаглели, велосипеды не пристёгиваем, рюкзаки оставляем
на багажниках. Говорят, здесь не воруют. Но на всякий случай одел на
рюкзак два чехла, если будут распаковывать, хоть услышим. Сегодня
проехали по велокомпьютеру 52 км....