Назад Домой Вперед

6 августа 2012г. Селище - Заручей


пойма Низьмы


Несмотря на то, что ночью теснились вдвоём на довольно узких нарах, спалось хорошо. Комары почти не беспокоили. Ночью только пару раз просыпался, зажигал противокомариную спиральку. И смотрел длинный сон, в котором видел себя крутым суперменом. Вначале таскал на руках Аллу Пугачёву, из автомобиля в концертный зал. Потом вырубал одним ударом по пять охранников. Одного выбросил из окна в толпу на улице. Убегал от них по каким-то коридорам. Зачем я это делал и зачем они за мной гнались, конечно уже не помню.
С утра проснулись, небо затянуто тучам, тихо, тепло. Судя по предыдущим дням, когда с утра солнце, то к обеду или даже чуть раньше начинался дождь. Так что есть надежда, что сегодня будет обратная картина, то бишь к обеду облака разойдутся. Посмотрим, чем дело закончится.
Времени около половины десятого. Сегодня снова поставлена задача выехать в 10:00, и Лёша быстро собирается, бегает туда-сюда по полянке. Я уже готов, делать нечего, заряжаю телефон, сегодня он может понадобиться. Заряжаю традиционным способом, от обычных батареек. На солнечную надежды нет. Пасмурно, эффективность близка к нулю. Вчера за целое утро и целый вечер от солнца прибавилось заряда процентов 5, не более.
Налетела куча мошки. Никогда здесь ещё такого изобилия не было. Лезет везде. Хорошая, северная мошка. Злая, натуральная...
Мурлычу под нос "Виноградную косточку" Окуджавы. Она третий день крутится в голове, и когда еду один, под настроение начинаю распевать её в полный голос. Всё лучше, чем рэп, про который на каждом углу написано: "Рэп-кал".
Рассматриваю наш сегодняшний ночлег. Присмотревшись повнимательнее к надписи над входом, понимаю, что за букву "Ш" я принял потёки ржавчины от гвоздей, и Фоштейн теперь превращается в Фотеича. Это более похоже на правду.
У Фотеича
До деревни Селище долетели в один момент.
Селище
Деревня интересна нам тем, что здесь находится единственный в своём роде самый настоящий деревенский краеведческий музей - музей деда Мартына. Нашли хозяйку музея. Стоим, ждём пока она сходит в магазин за хлебом. Подходит мужик, представился Володей. Оказался другом Фёдора Сафронова, о котором я рассказывал в самом начале отчёта, и маршрутом которого мы сейчас идём. Рассказал про совместные с Фёдором приключения, как катались по здешним местам на мотоцикле без тормозов. Я вспомнил этого Володю, Фёдор упоминал его в своём отчёте. Как и все прежние наши собеседники, Володя жалуется на постепенное вымирание деревень. В Селище, например, в деревне 10 лошадей и две коровы. Быка нет, коровы маются без приплода. К быку их приходится гонять километров за 20.
Селище
Про музей можно писать много. Но я не буду повторять уже написанного. Про музей и самого деда Мартына можно узнать, вот тут, и тут, и тут. Поэтому просто несколько фото.
Вот сам Мартын Фатьянов. Геройский мужик. Есть фото с награждения Георгиевских кавалеров, там он в компании В.И.Чапаева.
Мартын
А вот и знаменитые палащельские прялки.
Прялки
Туеса с мезенской росписью, тиснением и просто так.
Туеса
По стенам картины Фёдора Фатьянова, Народного художника РФ, родного племянника деда Мартына. Под потолком птицы счастья - также традиционные архангельские поделки.
Картины
Красный уголок. Рядом с иконой, над окошком автопортрет Фёдора Фатьянова верхом на лошади, какими их рисуют в мезенской росписи.
Туеса
А это поветь - хозяйственная часть избы, где не только делалась вся домашняя работа, но в суровые архангельские деньки могли порезвиться детишки.
Поветь
На выходе из музея нас перехватили местные жители. Вернее, бывшие местные жители. Брат с сестрой. Она живёт в Архангельске, он то в Таллине, то в Питере. Бывший военный, ныне бизнесмен. Занимался деревянными изделиями - двери, оконные блоки, доски, брус и т.п. В последнее время эстонцы стали русских из бизнеса выжимать, сейчас занялся торговлей режущим инструментом. Приехали на лето с дочкой, с внуком. Номера на полноприводном "Форде" эстонские. Проехал 4 тыс. километров. От Таллина досюда в один момент, а здесь самые большие проблемы на последних 40 километрах. Напоили нас чаем, накормили варёными яйцами под майонезом. Погутарили про житьё-бытьё.
В гостях
С сожалением расстаёмся с гостеприимным Селищем и трогаемся в сторону Лешуконского.
Через четыре километра деревня Колмогора. Здесь где-то святой источник, который нам прорекламировали в Селище. Некоторое время бродим по деревне, пытаемся найти. Спросить не у кого. Улицы пусты, как и в большинстве местных деревень.
Наконец, нашли. Родник находится на западном краю деревни, за последним домом. Мы проехали дорогой, которая отходит от основной перед деревней, в районе кладбища. А нужно было проехать деревню и у последнего дома повернуть к реке. Родник опознаётся по большому обетному кресту, стоящему на обрывистом берегу.
Родник
20-й километр по спидометру. Между 177 и 178 километрами река Ираса. Здесь начинается ещё один участок, которым нас пугали в Селище, живописно расписывая, как вчера после дождя там в грязи сидели восемь машин (а машины здесь почти 100% внедорожники), и как их по очереди оттуда вытягивали.
Рабочие, ремонтирующие мост через Ирасу, увидев меня предложили проехать самый плохой участок на машине. Прямо сейчас огромный "Урал" с КУНГом отправляется, чтобы перетянуть через грязь "Газель". Подъехать можно, но Лёша опять отстал, когда догонит непонятно, поэтому отказываюсь. Машины отъезжают и ровно через две минуты появляется Лёша.
Въезжаем на страшный участок. Хотя мой утренний прогноз оправдался, и сейчас действительно солнечная погода, сильно суше здесь не стало.
Болото
Выламываю палку, чтобы выковыривать армированную травой грязь из колёс. Процесс езды таков: сто метров едешь, сто пятьдесят тащишь. И так семь долгих километров.
27-й километр. Устье небольшой речки Пылема, и дорога выходит на берег Мезени.
Пылема
Пылема - Мезень
И сразу море света! Океан воздуха! После недели тесных лесных дорог выезжаем на такие просторы, что дух захватывает!
Пылема - Мезень
Справа высокий увал. Слева, порой в метре от дороги, вода. Когда река поднимается, дорогу заливает. Об этом говорят отметины на красно-буром камне, похожем на песчаник. Я не специалист по камням, но здесь его называют мергель, буду называть и я.
Мезень
Через два километра обрыв прорезает овражек. Щелья, как здесь говорят. Наверху деревня. На обочине дороги сидит мужик. Пьяненький, три часа ждёт почтовую машину и времени даром не теряет. Достал початую бутылку водки, отхлебнул сам, предложил и мне, но я отказался. Потом дал закурить, я тоже отказался. Просто пообщались. Рассказал, что в деревне живёт 15 человек. Сам он местный, но сейчас живёт в Лешуконском. Недавно ему исполнилось 50 лет, но выглядит на 60. Наловил карасей, теперь волнуется, что протухнут.
У д.Пылема
За деревней въезжаем в очередное болото.
Болото
Но его немного, всего километра четыре. На 34 километре пробега ручей Карый. Перед ручьём болото заканчивается, снова выезжаем на берег реки.
Я
Небольшой перекус и снова вперёд.
Мезень
Мезень
Мезень
На 40 километре дневного пробега на левом берегу за рекой показался посёлок Лешуконское. Значит скоро выезжаем на нормальную дорогу и рвём в Мезень.
44-й километр. Деревня Смоленец. С десяток рыбаков и рыбачек (да, здесь женщины наравне с мужиками любят поторчать на берегу с удочкой в руке). У причала парома стоит указатель "0 километр". С другой стороны 104 километра.
Переобулись, помыли сапоги, в которых едем от начала болотистых участков. Лёша в очередной раз помыл свой велосипед, сегодня за день это 4-й раз. Поднимаемся на дорогу.
Смоленец.
С угора хорошо видно село Лешуконское, центр одноимённого района. Района, где на площади чуть больше всей Тульской области проживает около 8 тысяч человек, 60% из них в райцентре.
Лешуконское
От Смоленца река уходит немного в сторону. Чтобы вновь выехать к ней, нужно проехать 12-13 километров.
Эти 13 километров до первой деревни пролетели в один момент. Деревня называется Заручей. Перед деревней отворотка. Я думал, может там к речке дорога, пошёл посмотреть, пришёл в деревню и до реки достаточно далеко. Едем до следующей. На перекрёстке видим удаляющегося в сторону деревни мужчину. Лёша его догнал, расспросил. Мужик обещал нам помочь разместиться на ночь. Следуем за ним.
Мужик хорошо пьян. Постоянно спрашивает, откуда мы едем и куда. Я рассказываю, а он через пару минут вновь начинает переспрашивать. Потом сказал, что отведёт ночевать нас к шурину. Мне с трудом удалось его убедить, что не надо нам никакого шурина, а надо просто показать дорогу к реке. Наконец, он меня понял и указал на тропу между двумя домами.
Проезжаем лугами с полкилометра, подъезжаем к реке. Здесь высокий обрыв. По круто спускающейся к реке щельи протекает ручей, стоят лодки, сараи для лодок и пара избушек. Одна, у подножия обрыва закрыта на замок, другая, наверху, на лопату. Мы поняли, что и там и там хозяев нет. Расположились у той, которая закрыта на лопату. Изба хорошая, с верандой. Я прикинул, что в случае дождя можно будет просто на веранде заночевать. На крайний случай там можно даже будет палатку поставить под навесом.
Только начали разворачиваться, разбирать рюкзаки, подъезжает красная "Ока", выходят двое рыбаков, открывают сарай, коим служит большая металлическая цистерна. Выносят вёсла, идут к лодкам. Третий пассажир в сопровождении большой белой собаки по кличке Бим подходит к нам. Собака косая на один глаз, но спокойная, и видно, что умная. Хозяин также косой, но не по причине физического дефекта, а просто от употребления алкоголя. Стал с нами знакомиться. Сказал, что пришёл с зятем и племянником. Зять и племянник пошли на реку налаживать лодку. Что же, с племянником, так с племянником. Бог с ними! Мы снова занялись своими делами.
Тем временем мужик достал из кармана початую бутылку водки, предложил нам выпить. Мы из вежливости выпили. Он налил ещё. Попросил закуски. Достаём сало. Пошли разговоры. Выяснилось, что зовут его Николай Петрович. Отчество долго не хотел сообщать, хотя наши выяснил первым делом и теперь величает нас исключительно Игоревичем и Леонидовичем. Я на всякий случай сказал, что у нас участкового зовут Николаем Петровичем, он что-то смутился, и даже немного испугался. Но быстро успокоился. Потом начал намекать, что магазин у них до девяти работает, а там водка по 130 рублей. Хорошая водка, называется "Белая Берёза". И даже с чувством продекламировал: "Белая берёза под моим окном..." На этом его познания в поэзии по-видимому ограничиваются, так как продолжения не последовало.
В магазин всё равно идти нужно, а от мужика нужно отмотаться. Он уже начал приглашать нас к себе на ночёвку. Живёт вдвоём со старшим братом Виталиком, изба большая, свободного места много.
Оставляю Лёшу на хозяйстве, сам в сопровождении Николая Петровича иду в магазин. Под мудрым руководством Бима успешно дошли до дома Николая Петровича. Магазин в соседней избе. Это обыкновенная большая северная изба, где на повети оборудована клетушка с товаром. Поднялись по крутой лестнице на крыльцо, постучали в дверь. Открыла хозяйка, она же продавщица. Пожилая женщина в халатике. Повела нас в клетушку. Здесь самое необходимое - хлеб, тушенка, крупы, сигареты, кондитерские изделия и прочее.
Николай Петрович сразу же показал на водку: "Вот!". Хозяйка сразу начала его ругать: "Алкоголик! Ты что, ребят совращаешь?" Тот засмущался: "Что ты, мне не нужно, мне не наливайте!". Но я уже принял решение, беру-таки бутылку к двум банкам тушенки, пачке печенья, шоколадке, пачке чаю и супам в пакетиках. Собрался идти в лагерь, но Петрович затащил меня к себе в дом. Я пошёл из интереса, посмотреть что внутри.
Внутри большая светлая горница. Три стены заняты многочисленными окошками, у четвёртой большая печка, как бы делящая большое помещение на две комнаты. По стенкам лавки. Напротив входа, в углу, который, если следовать традициям, должен быть красным, стол. Классическая северная изба. На лавке у входа валяется пьяный мужик. Мы вошли, он проснулся, представился: "Виталик". Вышеупомянутый брат. Николай вытащил откуда-то тарелку печёной картошки и солёные огурцы, поставил на стол. Несмотря на уверения, что пить не будет тут же откупорил мою водку, выпил сам, предложил Виталику, потом мне. Я из вежливости пригубил, надеясь на то, что сейчас он отключится, так как был уже к тому близко.
В это время под окнами остановилась машина, в дом вошли двое. Один помоложе, другой постарше. Того, который старше, буду называть "Бугор", он не представился, но вёл себя, как главный над всеми. Разговор сразу перешёл к делу. Бугор сказал, что есть возможность подшабашить, и чтобы завтра Николай Петрович пришёл трезвый туда-то и туда-то: "Поработаешь пару часов, получишь деньги". Тот стал отказываться, но Бугор сказал: "Ты как хочешь, но чтобы к завтрому был готов". Потом посмотрел на меня и добавил: "А ребят на водку нечего раскручивать!".
Он, оказывается уже про нас знает, видел, как на велосипедах проезжали и где остановились. Потом поинтересовался:
- Вы что, у них ночевать собрались?
- Нет, мы на берегу, в палатке.
- Хотите я вам домик открою? Мне хозяева ключи оставили.
- Если можно, пожалуйста, будем очень признательны.
- Ну ладно, иди туда, я через часик подъеду.
Тут вошли ещё двое бухих. Один, Ваня, прямо у порога споткнулся и со всего размаха въехал головой в печку. Второй дошёл до стола более удачно. Пока они подошли, я успел слопать пару картофелин и закусить огурцом. После этого решил, что я в этой компании лишний и откланявшись удалился. Бутылку оставил в надежде отвлечь моих новых друзей на какое-то время.
Не тут-то было. Николай увязался за мной. Сильно отстал, ноги заплетаются. Но вскоре после того, как я пришёл в лагерь, и он появился. Сел, снова достал свою бутылку, выпил, налил мне. Тут я понял, что дело так просто не закончится, он уже качается на чурбане для рубки дров и чуть ли не падает. Вежливо поднял его, сказал: "Всё, Петрович, давай! Счастливо! Спасибо за компанию! Иди домой, пока в состоянии". Он, оказывается уже не в состоянии. Я его поднял, вывел на дорогу, повернул в направление деревни и придал небольшое ускорение. Петрович с трудом, но пошёл.
В это время подъехал Бугор. Открыл нам нижний домик. Мы перетащили туда вещи. Домик виду маленький, но внутри достаточно просторный. Хозяева уехали недавно. На столе остатки ещё не успевшей засохнуть пищи. Поужинали и мы. Грабер вновь рису в кашу не пожалел, теперь с трудом её расковыряли.
После ужина у меня небольшая паника. Когда Лёша искал продукты, раскурочил мой рюкзак, а там лежал телефон. Теперь телефона я не нахожу. Перебрал все вещи, взял фонарь, проверил всю дорогу, поднялся наверх к домику у которого стояли вначале, обшарил всю траву, но ничего не нашёл. Мысленно попрощался со своим HTC, но позже, перебрав все вещи ещё раз, обнаружил его в уголке, на самом дне рюкзака. Умиротворённый, укладываюсь на нары.
Итого с учётом всех заездов проехали сегодня около 60 километров.
Мезень. Закат
Назад Домой Вперед
Hosted by uCoz