120805
5 августа 2012г.
Усть-Кыма - Селище
Ночью было сухо и тепло. Спал без спальника, только под утро
накрылся, чуть похолодало. С утра солнце. Помня, что Лёша собирается
медленно, сегодня стал его шантажировать. Сказал, что любая минута,
затраченная сверх контрольного времени 10:00, будет скомпенсирована в
вечернее время. Он собрался даже минут за 10 до назначенного срока.
Подействовало.
Дорога холмистая, песчаная, тяжёлая. Ветер северный,
тянет тучки.
Первые
7 километров практически повсеместно тащим на себе велосипеды. Очень
длинный, 3 с лишним километра подъём по сильно разбитой дороге. После
такой дороги даже байкальские вспоминаются с лёгкой грустью. Когда
поднялись наверх дорога не улучшилась. Даже со спуска особо быстро не
поедешь. Только на 9-м километре дорога немного улучшилась, но что
будет дальше неизвестно. Мелкий дождичек идёт. По колее
граберова велосипеда, которую он сделал буквально 15 секунд назад, уже
весело бежит ручеёк. Но тепло. Еду в велотрусах и футболке,
и нет даже желания одеться.
Через 10 километров въезжаем в деревню Палащелье
- родину некогда знаменитых расписных палащельских прялок, которые до
сих пор можно увидеть во многих краеведческих музеях Архангельской
области. Говорю "во многих" только потому, что был не во всех, а где
был, встречал эти прялки везде. Ещё расписывали короба, туеса,
разделочные доски и т.д. и т.п. Что это за роспись, рассказывать не
буду, про неё можно почитать, например, здесь: http://www.tusomans.ru/forums/showthread.php?t=9420
Или на
Википедии.
Деревня,
как и многие виденные нами здесь производит впечатление совершенно
безлюдной. Хотя пишут, что живёт здесь аж 40 человек, 60 процентов
которых пенсионеры.
О присутствии здесь людей говорит, разве
редкая автомототехника кое-где возле домов. И ещё о том, что у нас на
дворе всё же 21-й век свидетельствуют несколько мачт с ветряными
электрогенераторами на холме за деревней.
На
высоком берегу реки в очень красивом месте стоит старая церковь.
Церковь в аварийном состоянии. Рядом монумент павшим воинам.
Неподалёку огороженный тыном древний крест, весь почерневший от времени, покрытый
мхом.
Трава вокруг не помята, тропы к нему нет. Похоже, к нему не подходят,
либо подходят крайне редко.
Ещё
один крест заметили возле кладбища. Подъехали мужчина с женщиной, вышли
из машины. Прежде, чем зайти на кладбище подошли к кресту,
перекрестились, помолились, прочитали, что на кресте написано. Пошли
дальше, к бабушке на могилку.
Да, что
тут ещё характерно - у домов помимо традиционных буханок стоят: Тигуан,
ещё
пара паркетников. Это внушает определённый оптимизм по поводу
качества будущей дороги.
За деревней 8 километров глины. Хотел сказать болото, но
господи, как же хорошо в приличном болоте по сравнению с этой
жижей!
Тоскливый
очень участок. Комья глины с камнями и песком набиваются меж
перьев вилок, не давая вращаться колёсам. Всё в грязи. Пытаемся обнести
по траве. Трава по пояс, путается в ногах, накручивается на оси, лезет в переключатели, всячески цепляет велосипед, и вести его
всё равно тяжело. И тут же
сталкиваемся с очередным препятствием. Умные дорожные строители
предусмотрели средство борьбы с особо хитрыми обочинными объездунами.
Направо и налево от дороги, перпендикулярно ей, каждые метров 200
прокопаны рвы, так что хочешь-не хочешь, а всё
равно приходится возвращаться в грязь.
В конце концов выходим к берегу, затаскиваем велосипеды на речную косу
и обносим глинистый участок почти до самого конца.
Зато
в конце этого гнусного участка, на 20-м километре сегодняшнего пути или
128-м километре
дороги хороший ручеёк, где можно помыть велосипед и немного освежиться
после тяжёлого участка. А на горизонте высятся высокие белые утёсы, на
вершине которых расположена ещё одна деревня - Белощелье.
Но
сперва ещё одна деревня - Конещелье, и до неё двухкилометровый подъём
по белым потокам, текущим вниз по склону. Дождь, начавшийся утром всё
сыплет мелкой изморосью, размывая то ли белую глину, то ли гипс, из
которого здесь сложены местные холмы.
Деревня - 22-й
километр по счётчику или 130-й по столбам. Нежилая,
большинство домов развалены, но есть несколько относительно целых.
Возле некоторых стоят машины, вьётся дымок. Там стоят джиперы из
Москвы. Один остановился, спросил про переправу, есть ли автозаправка в
Койнасе. Разговорились. Ребята отдыхают по-серьёзному, с
металлоискателями, клады по деревням ищут. Стоят по нескольким
деревням, ездят туда-сюда. Вот сейчас собираются в Юдину Пустынь -
место неподалёку, где некогда располагался монастырь, ныне заброшенный.
Дождь меж тем усилился до ливня. Лёша предложил зайти в один
из полуразваленных домов, чтобы
его переждать.
Поднялись с дороги, продрались через густые заросли малины, затащили
велосипеды в подклеть.
Здесь вокруг разбросаны всякие хозяйственные инструменты. Посмотрели на
внутреннее устройство дома, поднялись наверх, на поветь. Везде
валяются пилы, грабли, корзины, бочка
с белым веществом, которое Лёша определил, как селитру. Чувствуется,
что хозяйство было крепкое.
Наконец дождь кончается и даже кое-где сквозь тучи выглядывают солнечные лучи. Покидаем наше
убежище, едем дальше.
30-й километр по счётчику, 135-й по столбам. Деревня
Белощелье.
Большая деревня. Почти двести жителей. Стою на въезде, жду Грабера. Он
снова отстал. Каких-то восемь километров едет уже два часа. Нарастает
раздражение. Тем более, что по дороге немного поцапались.
Началось
с пустяков. Лёша ещё в начале похода похвалился, какие он замечательные
тормоза поставил. Регулируется внешняя колодка, регулируется
внутренняя. У меня на этот счёт свои соображения. Опыт показывает, что
когда некое устройство имеет много регулировок, то и весь процесс
эксплуатации его сводится к постоянному регулированию. Сейчас
эта теория подтверждается и Лёша постоянно останавливается и
лазит ключом то в заднюю
тормозную колодку, то в переднюю. Я терпел-терпел, не
удержался, и
сказал что-то вроде: "Лёш, зачем такие хорошие тормоза брал? Нужно было
бы попроще, кучу времени бы сэкономили". На что Лёша тут же припомнил
мне
колесо, потом разошёлся и начал высказывать претензии, что я и отдыхать
ему не даю, и что еды ему мало достаётся, и прочая, и прочая...
Ругаться
я не стал, ни к чему мне это, нервы дороже. Но в душе разозлился. Еду и
думаю: "И снаряжение групповое всё везу (Лёша на моё предложение
поделить
снаряжение сказал, что у него места в рюкзаке нет), и встаю каждый день
на час-полтора раньше, завтрак готовлю, и сало-конфеты отдаю
иногда. А он тут мне концерты устраивает".
Постоял немного, не
дождался. Поехал в деревню, спросил, где магазин. Вернулся на дорогу,
нарисовал две стрелки с крупными надписями: "Грабер" и поехал за
продуктами.
Магазин находится в центре деревни, у небольшой часовни.
Закупил
продукты, усаживаюсь на лавочку у магазина, пью ряженку,
закусываю
колбасой и фруктами, разглядываю деревню. Деревня ухоженная, аккуратная.
В
отличие от виденных ранее, здесь довольно оживлённо.
Прогуливается
молодёжь, пожилые пары. Некоторые слегка пьяненькие. Подошёл мужичок.
Традиционно: "Откуда? Куда? А сами откуда будете?" Предложил сходить к
нему, попить чаю. Конечно, чаю попить было бы неплохо, но боюсь
процедура затянется надолго. Поэтому вежливо отказываюсь. Просто
пообщались. Деревня, несмотря на внешне крепкий вид, разваливается.
Раньше был колхоз, лесхоз. Сейчас ничего не осталось. Работы нет, народ
поразъехался, остались одни пенсионеры. Я спросил:
- Откуда же молодёжи столько ходит?
- Приехали отдыхать. Сейчас гуляют в клубе. Там сегодня
празднуют День деревни.
Заметно, что празднуют. А вон и празднично украшенный клуб.
В клуб не пошли. Мы ещё не обсохли после дождя и грязь со штанов ещё не
поотвалилась.
На большом здании за часовней табличка: "Гостевой домик". Спросил, что
за
домик такой. Оказалось, бывшая школа. Школу сократили, возят детей за
16 километров в Ценогору. Сам факт, что школу сократили, говорит сам за
себя о перспективах сего населённого пункта.
Тем временем подъехал Лёша, получил свою порцию колбасы и фруктов,
заскочил в магазин, уселся в свою очередь на лавку обедать.
Подъехали
ещё люди на "Ниве" познакомиться, поговорить. Спрашиваю по поводу
дороги. Рассказали, что до Ценогоры дорога нормальная, а дальше
начинаются пески. Напугали донельзя: "Вы не проедете, придётся на себе
велосипеды тащить". Ну что же, посмотрим, нам не привыкать.
До
Ценогоры доехали за час. Снова стою, жду Лёшу, попиваю заранее
заготовленное для такого случая пиво, рассматриваю
деревню. Чувствуется, деревня крепкая. Где-то работает
дизельный
генератор. Видна вышка радиорелейки. За дорогой аэродром. Тут я не
удержался, достал фотоаппарат и помог Граберу в славном деле
фотографирования стратегических объектов.
В
деревне
торчит то ли недостроенный, то ли полуразвалившийся животноводческий,
скорее всего, комплекс - длинные бетонные сооружения. Собственно,
почему
называется Ценогора непонятно, горы никакой не видно. У дороги первая
за всю дорогу реальная АЗС, да и та, как сказали джиперы, не работает.
В деревню не едем, а едем прямо, в страшные пески.
Вообще
участки дорог разного качества чередуются с такой быстротой, что
теряешь нить, забываешь, где что было. Только вылез из болота -
отличная, плотно укатанная дорога. Только раскатился - на тебе песок.
Правда, первое время от Ценогоры дорога ещё хорошая. Пески начались за
мостом через ручей
Родионов. Оказались они не такими уж
страшными, как нам их расписывали. Из восьми километров песка
пешком шли не более километра, а может быть и того меньше.
Практически всё проехали. Песок влажный, чуть прикатанный. Только
мешают кое-где глубокие колеи. Начинаешь цеплять за них то педалью, то
рюкзаком. В таких местах спешиваемся и протаскиваем велосипеды.
Программа-минимум на сегодня доехать до реки Она, там на карте
обозначена изба у моста. Программа-максимум доехать до деревни Селище.
Чуть не
доезжая до неё на карте обозначена ещё одна изба. Избаловались, в
палатке уж и ночевать не хочется.
Река
Она на 160 километре дороги. Обозначенная на карте избушка в наличии,
но она тесновата, маловата, окно выбито. Предлагаю ехать дальше. Лёша
не против.
Поднимаемся в длинный подъём, и вдоль Оны едем до моста через речку
Падьюга. Здесь в устье Падьюги, чуть в стороне от дороги должен быть
домик.
Падьюга и Она впадают в одну протоку Мезени. В месте впадения между
реками
треугольный мысок. Здесь чудесная зелёная полянка, с трёх сторон
окружённая елями.
С четвёртой высокий берег Мезени. В одном из углов стоянки стоит
новенький домик.
Кажется, что хозяева отлучились на минутку. На
улице сушатся вещи - рюкзак, полотенце. Под навесом на столе стоит
посуда. У кучи стройматериала лежат инструменты. Дом сделан по высшему
классу. Внутри крашеные полы, две деревянные застеленные кровати. Чуть
поодаль туалет, мусорная яма, в общем всё, как положено.
Мы
решили, что хозяева сейчас подъедут, поэтому домик занимать не стали, а
остановились на дальнем краю поляны, где стоит ещё один маленький
домишко. Над входом красуется сделанная углем от костра надпись,
которую я прочитал как: "У Фоштейна". Долго думал-гадал откуда
взялся
Фоштейн и что же делает в такой глуши. Сходили на берег. Там
стоят две лодки, одна
с мотором. Третья вытащена на берег и лежит в полусотне метров
от воды. С лодок удобно купаться и стирать, чем мы тут же
воспользовались. Приготовили ужин. Лёша снова набрал грибов, боровичков
и просто белых. Сварили уже традиционный вкуснейший грибной суп. В
отличие
от всех предыдущих домиков, где было всегда по две лавки, у Фоштейна
одни широкие нары.
Сегодняшний пробег 66 километров.