5 августа 2008
г. Поездка
на о. Большая Муксалма
Памятуя о вчерашней приятной поездке
по плотному песочку, выезжаем из лагеря расслаблено, в предвкушении
легкого развлечения.
Однако
сегодняшняя дорога разительно отличается от вчерашней. Проезжаем Святое
озеро, некоторое время едем параллельно ВПП аэродрома и, стоит ей
закончиться, как тут же начинаются грязь и лужи, которые
приходится обходить. А что делать? велосипеды пока ещё чистые, пачкать
неохота.
Ещё
дальше начинаются настоящие болота, котрые в четырех местах приходится
переходить по гатям.
Только
Граберу и Саше все нипочем, и они начинают соревнование по езде в
говнах.
Грабер
сразу же влезает в лужу обеими ногами до колен. Саша вообще падает в
воду в полный рост, но продолжают свои упражнения мокрые насквозь, но
радостные и непобежденные.
Наконец
топь сменяется хорошей каменистой дорогой.
До конечной цели нашей
поездки, полуострова Муксалма отсюда всего одна верста, о чем говорит
этот старый верстовой столб.
Здесь
начинается одно из грандиозных сооружений Соловецких островов -
Соловецкая дамба.
Строго
говоря, эта дамба не единственная, есть еще между Большой и Малой
Муксалмами, но та раза в три короче. А эта, плавно извиваясь,
протянулась через пролив Южные Железные ворота почти на километр.
Средняя высота дамбы 4 метра, средняя ширина 6 метров. Составляющие
дамбу валуны уложены и подогнаны очень тщательно, промежутки
между ними засыпаны мелким камнем и песком. Чувствуется, что в хорошие
шторма волны кое-где идут через дамбу, и в этих местах она заметно
размыта. Все выше описанное сильно напоминает известную Немецкую
дорогу, проходящую по склонам хребта Мустатунтури на северо-западе
Мурманской области. Работа здесь проделана огромная. Спрашивается:
во-первых зачем, когда и на лодке проплыть можно? Во-вторых почему так
петляет, напрямую было бы гораздо короче?
Ответы просты.
Во-первых пролив узок и мелководен, и, когда по Белому морю
проходила приливная или отливная волна, бурлило в проливе очень сильно.
Так, что лодки переворачивало. Ну, а кривая такая потому, что выбирали,
где помельче. А приливно-отливные волны и сейчас бурлят у дамбы. Для
того, чтобы вода могла беспрепятственно проходить по проливу, а также
для прохода лодок в дамбе проделаны три большие арки, хорошо заметные на
следующем фото.
И главный вопрос: А нафига вообще монахам было на ту Муксалму
ездить, что они там забыли? Ответ также прост. Здесь были большие
удобные сельхозугодья, откуда в монастырь везли продовольствие. Потому
здесь построили солидный по размеру скит.
Рядом
остатки сельхозпостроек. Вот здесь была скотобойня.
А здесь
когда-то была церковь.
Церковь
разрушена, на ее фундаменте сейчас такая вот времянка с алтарем внутри.
Сейчас строения восстанавливаются. Скит обитаем, правда его обитатели
не любят, когда их беспокоят:
Из
дверей вышел монах, молча, ни на кого не глядя проследовал в стоящий
тут же сарай, так же молча проследовал назад и снова скрылся внутри
скита. Пора и нам домой. Бросаем последний взгляд на залив, на каменные
поля...
...
и знакомой дорогой, мимо Святого озера возвращаемся в лагерь.
Итого за
день накрутили 25 км.