НазадДомой Вперед

5 августа 2008 г. Поездка на о. Большая Муксалма

Памятуя о вчерашней приятной поездке по плотному песочку, выезжаем из лагеря расслаблено, в предвкушении легкого развлечения.

На Муксалму

Однако сегодняшняя дорога разительно отличается от вчерашней. Проезжаем Святое озеро, некоторое время едем параллельно ВПП аэродрома и, стоит ей закончиться, как тут же начинаются грязь и лужи, которые приходится обходить. А что делать? велосипеды пока ещё чистые, пачкать неохота.

Лужи

Ещё дальше начинаются настоящие болота, котрые в четырех местах приходится переходить по гатям.

Гати

Только Граберу и Саше все нипочем, и они начинают соревнование по езде в говнах.

Леша и саша в луже

Грабер сразу же влезает в лужу обеими ногами до колен. Саша вообще падает в воду в полный рост, но продолжают свои упражнения мокрые насквозь, но радостные и непобежденные.
Лужа

Наконец топь сменяется хорошей каменистой дорогой.

Коля

До конечной цели нашей поездки, полуострова Муксалма отсюда всего одна верста, о чем говорит этот старый верстовой столб.

верстовой столб

Здесь начинается одно из грандиозных сооружений Соловецких островов - Соловецкая дамба.
 
Дамба

Строго говоря, эта дамба не единственная, есть еще между Большой и Малой Муксалмами, но та раза в три короче. А эта, плавно извиваясь, протянулась через пролив Южные Железные ворота почти на километр. Средняя высота дамбы 4 метра, средняя ширина 6 метров. Составляющие дамбу валуны уложены и подогнаны очень тщательно,  промежутки между ними засыпаны мелким камнем и песком. Чувствуется, что в хорошие шторма волны кое-где идут через дамбу, и в этих местах она заметно размыта. Все выше описанное сильно напоминает известную Немецкую дорогу, проходящую по склонам хребта Мустатунтури на северо-западе Мурманской области. Работа здесь проделана огромная. Спрашивается: во-первых зачем, когда и на лодке проплыть можно? Во-вторых почему так петляет, напрямую было бы гораздо короче?
Ответы просты. Во-первых пролив узок и мелководен, и, когда по Белому морю проходила приливная или отливная волна, бурлило в проливе очень сильно. Так, что лодки переворачивало. Ну, а кривая такая потому, что выбирали, где помельче. А приливно-отливные волны и сейчас бурлят у дамбы. Для того, чтобы вода могла беспрепятственно проходить по проливу, а также для прохода лодок в дамбе проделаны три большие арки, хорошо заметные на следующем фото.
На дамбе.
И главный вопрос: А нафига вообще монахам было на ту Муксалму ездить, что они там забыли? Ответ также прост. Здесь были большие удобные сельхозугодья, откуда в монастырь везли продовольствие. Потому здесь построили солидный по размеру скит.

Скит на Муксалме
Рядом остатки сельхозпостроек. Вот здесь была скотобойня.

Скотобойня

А здесь когда-то была церковь.

Палатка

Церковь разрушена, на ее фундаменте сейчас такая вот времянка с алтарем внутри. Сейчас строения восстанавливаются. Скит обитаем, правда его обитатели не любят, когда их беспокоят:

объявление

 Звонок

Из дверей вышел монах, молча, ни на кого не глядя проследовал в стоящий тут же сарай, так же молча проследовал назад и снова скрылся внутри скита. Пора и нам домой. Бросаем последний взгляд на залив, на каменные поля...

камни

... и знакомой дорогой, мимо Святого озера возвращаемся в лагерь.

Св. озеро

Итого за день накрутили 25 км.
Назад Домой Вперед

Hosted by uCoz