6
августа 2008 г.
Гора Секирная и Савватьево.
Исторических, памятных,
да и просто красивых мест на Соловках великое множество. Помимо
монастырских сооружений здесь найдены стоянки древних людей с их
загадочными культовыми сооружениями, включающими в себя упомянутые выше
лабиринты. Чтобы осмотреть все, времени потребуется много. Но
отпуска не резиновые, приходится выбирать.
Есть на острове
место, откуда начиналась история монастыря. Это скит в глухой
некогда местности, где высадились и прожили шесть лет первые соловецкие
святые-чудотворцы Савватий и Герман. Туда сегодня мы направляемся.
День
начинается хорошо. Потеплело, светит солнце, давая возможность
наслаждаться видами Кремля, не выходя из-за обеденного стола.
Сразу
после завтрака едем в поселок, поворачиваем направо, оставляем справа
причалы с стоящими у них судами и въезжаем в лес. Дорога неплохая. Как
рассказал экскурсовод, ее недавно отремонтировали, ждали визита
президента. Тогда она была совсем хорошая, но президент больше не едет,
и дорога потихоньку приходит в негодность.
До горы Секирной
от поселка около 12 километров и вскоре впереди, в просвете дороги
показывается стоящая на вершине горы Вознесенская церковь.
Но до
нее еще далеко, пока проезжаем Поклонный крест, установленный здесь
недавно и освященный лично Патриархом Алексием II. Крест установлен в
память о жертвах политических репрессий. На горе Секирной в годы СЛОНа
было одно из самых страшных мест лагеря ШИЗО (штрафной изолятор). Мало
кому из заключенных удалось выйти отсюда живыми.
Чуть
дальше парковочная площадка, на которой стоит с полдесятка
экскурсионных автобусов. Здесь же начинается крутой подъем на вершину
горы. Ехать невозможно, идем пешком, предварительно ознакомившись с
планом:
В
начале подъема установлен гранитный камень с текстом следующего
содержания:
На
Чудову гору вход женскому полу возбранен по тому
случаю, когда преподобный Савватий и Герман жили на сем месте,
рыболовы, проживая летом с женщинами под
горой, оскорбляли преподобных, чтобы изгнать их из острова. Перст божий
явил чудо. ангелы в виде двух светозарных юношей изгнали рыболова жену
прутьями из горы. На крик ее пришел преподобный Савватий. Коему жена
сказала, что ангелы,
изгоняя ее, говорили: «Сей остров назначен богом для
иноков». Это чудо заставило
рыболовов оставить остров и благоговеть к преподобным. А женский пол не
бывает
на этой горе по таинственному страху. 1857 год.
Из текста
становится ясным происхождение названия горы "Секирная" - там, где
ангелы высекли рыбачек. Дата на камне - середина 19-го века. Именно в
это время гора стала мемориалом. До того она особым вниманием не
пользовалась.
На половине подъема солидного вида баня,
сложенная из валунов.
Следом
виду открывается деревянный келейный корпус с новенькими щитами
солнечных батарей рядом. Из чего можно сделать вывод, что достижения
технического прогресса братии не чужды.
Наконец,
сама Вознесенская церковь с установленным на куполе маяком, свет от
которого виден на 60 километров вокруг острова.
Над
обрывом смотровая площадка,
с
которой открываются великолепные виды на окрестные озера, леса и луга и
на виднеющееся вдалеке Белое море.
Среди
лесной чащи виднеется Савватьевский скит.
Есть на
горе еще одно сооружение. Лестница, по которой на гору поднимались
паломники, шедшие со стороны Савватьева. Раньше в ней было 365
ступеней, и взошедши на каждую ступень, паломник получал отпущение
одного греха. Лестница недавно была перестроена, и сколько в ней
ступеней сейчас, нам так и не удалось узнать. При попытке подсчета
цифры у всех почему-то получаются разные. Лестницей тут же
воспользовались любители получить отпущение грехов на халяву.
Получив
отпущение грехов, сели на велосипеды, спустились к подножию горы,
повернули налево и продолжили путь в сторону Савватиево. Долгое время
это место считалось у монахов мемориальным, и только в конце 18-го века
здесь построили скит, а позже и церковь Смоленской Божьей матери.
Вокруг скита в 19-м веке развилось сельскохозяйственное производство -
покосы, огороды, парники, конюшня. Работа идет и сегодня. Проезжаем
покосы, пахнущие свежескошенной травой. Дорога топкая, с лужами.
Проезжаем мостик, и оказываемся у скита. Здесь живут люди. Чувствуется
запах жилья, животных. Лают собаки.
Скит
расположен в уютном местечке, на берегу озера. За озером баня.
Жильцов решили не
беспокоить. Осмотрели только поближе церковь, у фундамента которой
очередной гранитный камень с историей основания. Церковь построена в
середине 19-го века в память о том же спасении монастыря от осады
англичан.
Едем дальше. Проезжаем берегом Красного озера -
самого большого озера на острове. Здесь есть организованная стоянка для
туристов. Молодежь не удержалась и лезет купаться, благо потеплело,
температура воздуха - градусов пятнадцать.
За
озером ответвление дороги в сторону Исакова, где еще один древний скит,
но туда не едем. Сегодня собираемся возвращаться на материк, и времени
остается не так много.
Возвращаемся на главную дорогу, замкнув
петлю вокруг Савватьева и Исакова. Едем в сторону поселка. Не доезжая
до поселка трех километров налево уходит дорога к Ботаническому саду. У
нас есть примерно час времени, и почему бы не потратить его на осмотр
сада? Поворачиваем, и метров через триста оказываемся у ворот.
Вообще-то по саду проводится экскурсия, но времени нет, просто берем
билеты и делаем небольшую пробежку.
Сад расположен в ложбине
между двумя холмами. Склон южный, солнечный, хорошо защищен от холодных
северных ветров, и температура здесь градуса на четыре выше, чем в
округе. Говорят, что раньше в парниках с подогревом почвы выращивали
дыни и арбузы. А сейчас здесь просто море разнообразных цветов.
Всюду
стоят таблички с названиями растений: Подофил гималайский,
Акантопонакс растопыренный, Гейхера кроваво-красная, Рябина Мужо и еще
много - много красивых названий. Среди этого великолепия стоит дача
архимандрита.
Архимандрит
знал места, где нужно дачки строить. К даче ведет аллея из
величественных лиственниц. Лиственницы на острове есть только здесь.
Посажены уже при социализме, в 1933 году.
Время поджимает,
возвращаемся в лагерь. Последний снимок на память
Едем на
причал. Здесь нас ждало небольшое разочарование. Мы рассчитывали с
острова
отплыть не "Комете" в город Беломорск. Комета стоит у причала, но нас
на нее не пускают. Вообще-то группе в три-четыре человека шанс попасть
на борт имеет, но двенадцать велосипедов и рюкзаков просто негде
разместить.
Приходится грузиться на уже знакомый нам "Косяк".
К
нашему удивлению и билеты здесь оказались дешевле, чем на "Тумане",
всего по пятьсот рублей, и за провоз велосипедов ничего не взяли.
Забиваем вещами половину кормы.
Петрозаводчане
с нами не едут. У них времени всего пять дней. Они рассчитывали побыть
с нами на Соловках и вместе посмотреть достопримечательности
Беломорска. В Кеми делать им совершенно нечего. Решают
провести
еще ночь на острове, и ехать домой завтра с утра. Тепло прощаемся с
друзьями. Расставаться грустно. Обмениваемся телефонами. Будем
возвращаться домой через Петрозаводск, может быть встретимся.
И вот,
теплоход отчаливает от причала, и Соловки остаются позади.
...
все дальше и дальше
Вокруг
вертится стая чаек - попрошаек. Брошенные куски хлеба ловят на лету, а
самые наглые даже выхватывают из рук.
Вскоре велосипеды, рюкзаки,
да и стоящие на корме люди все в пятнах от чаячьего помета.
В
открытом море прохладно, и потихоньку все перемещаются в полумрак
салона, украшенного иконами, картинами и календарями на религиозную и
морскую тематику, где благополучно дремлют до самой Кеми.
Разгружаемся,
и не спеша возвращаемся на вокзал. Из под носа у нас уходит последний
вечерний поезд, и теперь можно спокойно, без лишней суеты подвести
некоторые промежуточные итоги.