12080813
Назад Домой

12-13 августа 2012г. Кузомень - Архангельск


Угзеньга

Поход подходит к концу. Завтра будем в Архангельске. А пока неспешно едем вдоль Пинеги, любуясь видами лесов и деревень по берегам. Река здесь сильно отличается от той, что была в средней и верхней части. Исчезли острова и песчаные косы. Похоже, верно некоторые считают, что раньше Пинега текла не в Двину, а на север, в Белое море. Но за много сотен лет натаскала столько песка, что сама себя запрудила и пошла совсем в другую сторону. Недаром в районе посёлка Пинега река делает такой резкий разворот. По нижней части старого русла теперь течёт Кулой, отделённый от Пинеги совсем узким перешейком.
Поменялась и архитектура местных деревень. Мы въехали в Холмогорский район, и дома здесь отличаются о тех, что были в Лешуконском, Мезенском или Пинежском. Вот, например, на угоре деревня Петухово. Лёгкие избы с мезонинчиками о трёх окнах на крыше.
Петухово
А вот ещё в том же стиле, но уже посовременнее.
Дома
И украшают их то резным карнизом,
Карниз
То затейливой резьбой, в общем, насколько у хозяев хватает фантазии.Резьба
Через 30 километров пути въезжаем в посёлок Белогорский. Он лежит на пересечении дорог. На юго-запад дорога идёт в сторону Холмогор, на северо-запад в Архангельск, мы приехали с востока. Здесь же проходит железная дорога Архангельск - Карпогоры. В посёлке столовая, возле которой останавливается практически весь транспорт, ведь следующее такое удобное место будет или в Архангельске или в Пинеге. А это что туда, что сюда, больше ста километров. Остановились и мы, и весьма неплохо пообедали.
За посёлком 25 километров асфальта, а потом сущий кошмар, и мы сильно пожалели, что погода сегодня солнечная. Тридцать километров песка и щебня, растёртых колёсами многочисленных машин до состояния наночастиц. Машины идут почти непрерывно, и над дорогой висит плотное бурое облако, видимость в котором порой не более 40-50 метров. Зато выехали к Двине, и местами она выглядывает из-за лесов и угоров.
Карниз
Дожидаюсь в очередной раз Лёшу. Вот он появляется из пыльного облака, подъезжает и жалуется.
- Водители здесь какие-то безбашенные!
- А в чём это выражается?
- Вокруг пыль, ничего не видно, а он на повороте прёт на обгон. Я еле увернулся, даже в левый кювет съехал.
- Постой! В какой левый? Наверное, в правый?
- Да нет, в левый, я по встречке ехал, там дорога лучше".
И такого кошмара 30 километров, за которые мы основательно подрастеряли запас здоровья, набранный за две предыдущие недели.
Наконец, перед деревней Ценовец это безобразие заканчивается, и теперь главная наша задача доехать до деревни Боборово, где и заночевать. Боброво выбрано не случайно, именно здесь делают фирменное архангельское пиво "Боброфф". Местные пивовары пытаются позиционировать свой напиток, как традиционный, отшлифованный веками и т.д. Но злые языки утверждают, что никакого пивовара Ерофея Боброва никогда не было, и вообще, она женщина.
Сама пивоварня расположена не в Боброво, а деревне Бобровский рейд, чуть ближе к Архангельску.
Бобровский рейд.
Пива мы, конечно попили. И пиво очень неплохое. А вот с водой в деревне напряжёнка. Спросили у продавщицы в магазине, где можно набрать фляги, и она нам объяснила, что вода платная, рубль за литр. И вообще, колонка закрыта на замок, ключи только у местных (для них вода бесплатна). А после 21:00 вообще никого не найдёшь.
В общем, искать не стали, взяли пятилитровый баллон, поехали искать стоянку. Это оказалось проблемой. Ещё в отчёте о прошлом походе я писал, что вокруг дороги сплошные болота. Сейчас ситуация только ухудшилась. После дождей целые участки леса стоят, залитые водой.
Болото
Сунулись к реке, там хорошо, но именно поэтому все места заняты. Кругом особнячки, дачные участки, заборы, заборы...
Боброво
За один такой забор я попытался сунуться. Недалеко от дороги идёт стройка. Кучи песка, брёвен, прочих стройматериалов, но среди них есть нормальные, сухие полянки. А нам и нужно-то немного. Пролез сквозь дыру в заборе, нашёл сторожа. Но тот только замахал руками: "Да меня сразу уволят! Здесь участок элитного строительства, хозяева строгие, чужих людей не терпят!".
Лёша снова пытается учить:
- Ты на карте посмотри!
- На какой карте? Видишь на ней в уголке надпись: "Состояние местности на 1986 год"? Здесь даже дороги, по которой сегодня ехали, нет.
- Значит, нужно было найти нормальную, новую карту!
- Лёш, не смеши. Во-первых, для того, чтобы сделать нормальные карты, нужны нормальные деньги. А денег в бюджете мало. Во-вторых, нормальные карты в открытом доступе не найти. В третьих, карты делают люди, а людям свойственно ошибаться. И вообще, не имеючи достаточно средств, тупо копируют со старой карты на новую со всеми неточностями и недоделками.
Я предлагаю ехать дальше, несмотря на поздний вечер. Но Лёшу не переубедить в его святой вере в непогрешимость карт. К тому же, наконец, приехали на территорию, карты которой он закачал перед походом в свой телефон, и теперь он демонстрирует мне картинку: "Вот, две дороги, соединены между собой, по ним можно доехать до берега!". Он так уверен в непогрешимости карт, что я решаю дать ему возможность посмотреть на эти дороги. Получится быстрее, чем переубедить. К тому же терять нам нечего. До Архангельска нам осталось всего километров 30. Считай, приехали.
Сворачиваем в указанную Лёшей дорогу. Попадаем на свалку. Возвращаемся. Лёша тянет меня на следующую, в паре километров дальше по шоссе. Говорю: "Лёша, мы там найдём такую же свалку. Не веришь - езжай и посмотри. А я здесь подожду". Он уверенно сворачивает с шоссе влево и исчезает в лесу. Минут через 20 возвращается обескураженный. До реки так и не добрался. Всё же волей-неволей соглашается с моим предложением проехать ещё чуть вперёд, но едва тронувшись, вдруг останавливается и говорит: "Всё! Приехали!". Не сразу понимаю, в чём дело, но всё же увидел в полутьме болтающуюся на тросах половинку руля. Обломилась прямо посередине, у выноса.
Действительно приехали. Есть ещё надежда переночевать на нормальной полянке за вот тем забором, прямо у будки сторожа. Но сторож в моей просьбе категорически отказывает: "Вы что? Тут спецучреждение. Психи живут. Никак нельзя". Оказывается, территория психдиспансера. Хотя, проезжая в прошлый раз Анна Павловна, увидев соответствующую табличку заявила: "Нам сюда", но оказалось не сюда.
Что же, прямо у шоссе за шлагбаумом идёт дорожка, похоже к дачным участкам. Заводим за шлагбаум велосипеды, ставим палатку. Ужинать не стали. Во-первых, перекусили, пока пили бобровское пиво, во-вторых поздно уже.
Утром нашёл в лесу подходящую палку, подогнал по диаметру, забил внутрь руля, на торчащий конец насадил обломок, замотал изолентой. До Архангельска доедет. Даю инструкции хозяину велосипеда, чтобы не сильно налегал и с тем трогаемся в сторону города.
Через полкилометра деревня Трепузово. Дорога выходит к реке и долго идёт вдоль неё, то спускаясь к самой воде, то взлетая на высокий угор. Если бы вчера не лазили по лесам, а проехали чуть дальше, можно было бы найти вполне приличную стоянку. Это, в общем, неудивительно, ибо старая велотуристская мудрость гласит, что любое хорошее место для стоянки находится не далее полукилометра от той помойки, на которой пришлось заночевать.
Дорога
И вот, наконец, на холме впереди показываются избы и мельницы, бани и колокольни, то есть мы приехали в Малые Корелы, огромный музей - заповедник под открытым небом, куда свозят со всей области наиболее интересные образцы древнего зодчества.
Боброво
Берём билеты, оставляем у касс велосипеды, идём осматривать музей.
Центральная площадь, Вознесенская церковь.
Малые Карелы
Церковь действующая, можно войти внутрь и ознакомиться с интерьером.

Малые Карелы
В Кагопольско - Онежском секторе музея образцы архитектуры западной и южной частей Архангельской области. Вот дом бедного крестьянина - бобыля.
Малые Карелы
Внутри спартанская обстановочка. Застеленные соломой ясли для скота, которого в сильные морозы брали домой. Кроме того, по замыслу работников музея крестьянин занимался производством изделий из бересты, и потому здесь соответствующие заготовки и инструменты.
Малые Карелы
Печи в южных районах области топили "по-черному", о чём красноречиво говорит потолок в избе. Он весь в хлопьях сажи. А вот этот уголок за печкой называют ласково: "солныша" или "шолныша".
Малые Карелы
Рядом с домом амбар. Вспомним сказку "Колобок": "Пошла бабка, по амбару помела, по сусекам поскребла...". Кто сейчас представляет что такое сусеки? Вот они, справа и слева. Полюбуйтесь.
Малые Карелы
Небольшая Макаровская часовня. На юге и западе по деревням такие часовенки встречаются довольно часто.
Малые Карелы
Экспозиции северных и восточных районов области находятся за большим оврагом, туда ведут два длинных деревянных перехода.
Малые Карелы
Мезенский сектор нам наиболее близок, ибо мы только что оттуда. Дом Клокотова.
Малые Карелы
Малые Карелы
Красный угол почти такой же, как у Халтурина. Только у того стаканы погрязнее, да стол весь завален посудой, огрызками и прочим мусором.
Малые Карелы
Зажиточные семьи могли позволить себе вот такой медный умывальник. В домах победнее висели такие же, но из глины, тщательно перемотанные берестой, чтобы не разбить.
Малые Карелы
А вот за такой древнерусский узорчик сейчас и привлечь могут. За использование не той символики.
Малые Карелы
Небольшое замечание. В музее можно взять экскурсовода. Рассказ будет интересен и познавателен. Но сейчас мы поступаем проще. В каждом доме сидят смотрительницы, как правило, это похожие на пожилых учительниц женщины в народной одежде. Та вот, если их пораспросить, они охотно расскажут всё не хуже любого экскурсовода. И им не так скучно сидеть, и нам интересно послушать. К тому же время экскурсии ограничено, а мы можем шляться здесь хоть до ночи, пока музей не закроется.
В очередной избе на повети экспозиция, посвящённая поморам. Вот на таких больших лодках - карбасах они ходили на рыбную ловлю в море.
Малые Карелы
А это речная лодка. Называется "осиновка". Выдалбливали такие лодки из целого ствола осины, потихоньку распаривая борта и забивая меж ними распорки. Делают такие до сих пор, и как раз смотрительница выставки с увлечением рассказала нам, как её отец в деревне долбит такие лодки, разводит внутри огонь, а потом поливает водой, чтобы распарить как следует дерево. Весь процесс занимает недели две.
Малые Карелы
Детали неводов. Поплавки и грузила. Вон та штуковина в центре в форме автомобильного руля называется "кибас". В центре оплётки из бересты тяжёлый камень. Именно такой кибас предлагают сейчас сделать символом всего Поморья. Делать сувенирные кибасы, изображать на рекламных буклетах и официальных бумагах. А вообще кибасом назовут любой камень с дыркой, который можно использовать в качестве грузила.
Малые Карелы
Идём дальше. Вот такая мощная баня.
Малые Карелы
А это похожие на ульи амбары.
Малые Карелы
Вокруг всё те же бревенчатые стены, высокие крылечки, и коньки... коньки...
Малые Карелы
Малые Карелы
А кое-где и более продвинутые украшения. Например, такая вот такая кудрявая резьба по дереву.
Малые Карелы
А этот дом нестандартен тем, что крылечко у него почему-то прилепилось с торца здания. Обычно такие крылечки располагаются сбоку, на длинной стене и с них входят в коридор между избой и поветью.
Малые Карелы
Постоялый двор в доме Тропинина. Огромный домище, в два этажа, квадратных метров по триста каждый. Одна из комнат приспособлена под трактир.
Малые Карелы
А на повети шикарная выставка транспортных средств. Почти автосалон. Вот такие затейливые повозки.
Малые Карелы
А вот свадебные сани. Не знаю, сажали ли им на оглобли кукол с мишками. Разве что из лесу живого приведут.
Малые Карелы
Ценность саней определялась их росписью. Наиболее удобное место для этого - задок.
Малые Карелы
И ещё. Здесь даже фамилия то ли мастера, то ли хозяина видна. Это, наверное, древний прообраз госномера на современных авто.
Малые Карелы
А вот крестьянские розвальни. На них удобно возить сено или дрова из леса.
Малые Карелы
Есть ещё ненецкие нарты, брички, волокуши. Посмотреть очень интересно. Получили массу удовольствия.
А это выстроенная в форме корабля Георгиевская церковь. Центр и архитектурная доминанта всего Двинского сектора.
Малые Карелы
И ещё одна интересная выставка. Я уже говорил, что в здешних местах было множество ветряных мельниц.
Малые Карелы
В одну из них можно зайти и подробно ознакомиться со всеми механизмами. Огромными деревянными зубчатыми колёсами, обитыми железными обручами валами из лиственницы, полуметровой толщины. Или вот, на фото приводной механизм крупорушки. Сама крупорушка этажом ниже.
Малые Карелы
А это выставка летательных аппаратов. Ступы с пестами. Любая Баба-Яга оценила бы.
Малые Карелы
Время близится к вечеру. Уставшие, но довольные покидаем музей. Ещё немного и въезжаем в Архангельск. Путешествие закончено. Путешествие интересное, но вызывающее совершенно противоречивые чувства. От полного восторга до полного уныния. Уныния от того, что велика вероятность, что разъедется здешний народ по городам. А кто останется, доживут тихо свой век, и некому будет прийти на их место. И окажутся на здешних угорах вместо деревень лишь заросли бурьяна. Но будем всё же оптимистами. Встречались нам и такие люди, на которых ещё держится местная жизнь, местная особая культура, местные обычаи. И дай им Бог здоровья, силы и терпения. Ибо не раз пустели здешние места от войн и голода, но всякий раз возрождались. Аминь.
Да. Пора, наверное, подвести итог. Хотя в последние дни перестали даже километры считать, но по прикидкам проехали их около 700. Примерно сотню по асфальту, остальное по дорогам различного качества, о которых, надеюсь, более-менее дал представление в этом отчёте.
Архангельск
Назад Домой