3 августа 2009 г.
Стерлитамак-Пещера Салавата Юлаева
Около
пяти утра небо, наконец, начинает светлеть. Включаем фонарики
(у
кого они есть) и вначале по тротуару, а потом и по проезжей части
начинаем движение. Возвращаемся назад по дороге, по которой
приехали три часа назад. Едем по наитию. Хоть и есть у нас
карта-километровка, но прикинуть по ней наше положение тяжело, а
спросить пока не у кого. Нужно где-то повернуть направо, на восток, к
мосту через реку Белую. Но где этот поворот?
Наконец,
подъезжаем к
перекрёстку с большой круглой клумбой в центре. Справа автозаправка.
Работает круглосуточно, значит здесь можно спросить дорогу.
Но
местная королева бензоколонки на мой вопрос как проехать в
Белорецк почему-то испуганно замотала головой, не знаю, мол, никакого
Белорецка.
Возвращаюсь
к группе, машу рукой: "поехали". "Куда поехали" - отвечает Петрович. У
Гены переключатель задний развалился". Пока наш механик в свете трёх
фонарей возится с переключателем, Грабер загружает наладонник и по GPS
находит наши координаты. На перекрёстке, как и предполагалось, нам направо. Едем по
промзоне между разнообразных корпусов и заборов, а прямо над головами мерно постукивая ползут
вагонетки. Навтречу с рудой, обратно пустые.
Наконец,
проезжаем через мост. Река Белая, она жа Агидель, известная уральская
красавица, почему-то здесь красавицей не выглядит. Похожа на нашу Упу.
Сразу за мостом
круглосуточное кафе. Чтобы не терять времени потом, решаем
здесь
перекусить. Но сонная хозяйка нам почему-то не рада. Еды нет,
а
имеющиеся в наличии есть чай и кофе продаются нам с большой неохотой.
В разгар чае/кофепития в кафе появляется
группа милиционеров. Посмотрев на Гену, один бурчит себе под нос: "Во!
Вахаббиты теперь на велосипеды пересели!"
Однако, даже документы не
проверили. Очевидно, вахаббиты здесь не в диковинку. Выхожу на улицу.
Тут стоит УАЗик с опознавательными знаками стерлитамакской ГИБДД.
Пользуясь благодушным настроением стражей закона, спрашиваю у
водителя про дорогу на Белорецк.
"Белорецк?"
- удивляется водитель - "Там тринадцать таких торчков!", и показывает
рукой угол, близкий к вертикали. Заводится обычный в таких случаях
разговор: откуда, куда... "Если путешествовать приехали, то вам в
Капову пещеру нужно" - авторитетно заявляет водитель. Про Капову пещеру
мы и сами знаем, но туда крюк сотни полторы километров. Нет уж, лучше в
другой раз.
Едем навстречу восходящему Солнцу. Примерно через 4 км от кафе, или 9,5 км
от перекрёстка поворот к первой достопримечательности в нашей
культурной программе - шихану Куштау.
Шихан на тюркском наречии
означает холм, гора правильной конической формы. У города
Стерлитамака таких шиханов некогда было 4. Все они являлись островами в
древнем океане, и поэтому сложены из известняков с массой
различных окаменелостей. Шиханы являются природными памятниками.
Местное население настолько ими годится, что их включили в
список
чудес Башкирии для участия в недавнем конкурсе "семь чудес России", а
название "Шихан" красуется на этикетках местных продуктов, на вывесках
магазинов, турфирм и т.д. и т.п.
Самый
северный и самый маленький - Юрактау, высотой 338 м. Самый большой,
изображённый на этикетках "козырного" башкирского пива "Шихан" -
Тратау,
одновременно и самый южный, высотой 402 м. Первоначально я планировал
съездить к нему, но он и дальше всех отстоит от дороги (около 12 км). С
учётом бессонной ночи и пустых желудков план корректируется, едем к
шихану Куштау. Этот двуглавый красавец с максимальной высотой 374 метра
занимает среднее положение как по географическому положению,
так и
по высоте.
Поворачиваем на перекрёстке направо. Чуть
восточнее
останки четвёртого шихана - Шахтау, котрый в настоящее время почти
полностью срыт. Здесь добывают сырьё для стерлитасакского
цементно-содового завода. Именно отсюда в город идёт канатная
дорога длиной, по самым скромным подсчётам, свыше 10 км.
Аня всё время волнуется, туда ли мы едем. Только что проехали указатель
с названием населённого пункта: "Стерлитамак", а из Стерлитамака мы
выехали час назад. Боится, что заблудмлись. На карте в этом месте обозначен посёлок
Шахтау. Решаем, что это распространённая практика укрупнения городов.
Так в Тулу за последние годы включили несколько близлежащих посёлков,
наверное здесь то же самое. У встречного дедка спрашиваем дорогу к горе.
Он машет рукой: "Вон там, как выедете из города, сразу налево". Налево
ведёт накатанная грунтовка. Примерно через километр выезжаем к
Белой. Здесь, чуть ниже по течению, река бьёт прямо в крутой
бок величественного холма и, не в силах победить его, резко сворачивает
налево, обходя шихан с запада. А он стоит, величественный и в этот
ранний час немного мрачный, огромной глыбой возвышаясь над
прикрытыми туманом омутами, над лесом у подножия, и вообще, над всем,
что видит вокруг глаз. Картина чарующая и завораживающая.
Полюбовавшись видами, и заодно затянув Лене педали, едем дальше.
Въезжаем в лесок. По дороге отворотка к реке. Съездил, посмотрел. Место
отличное, постоять здесь было бы очень здорово, если бы не кучи мусора
повсюду.
Въезжаем в деревню, поднимаемся вверх по улице и оказываемся у ворот
турбазы, называющейся, конечно же "Шихан". Кратчайшая дорога к горе
идёт через неё. Поговорили с охраной, получили разрешение, а также
советы по поводу дороги. Поднимаемся по территории базы, въезжаем на
дорогу, окольцевавшую гору по периметру. Берём с ходу крутой подъём, и
оказываемся на небольшой полянке, откуда разбегаются тропы в сторону
вершины. На гору решаем идти двумя группами. Грабер, я и ВК остаёмся
караулить велосипеды, остальные уходят.
Не торопясь перепаковываю рюкзак. Когда грузишь его в поезд, стараешься
хрупкие и нежные вещи засунуть поглубже внутрь, чтобы не побились. А на
маршруте совсем по-другому. Тут поближе должны лежать вещи, которые
чаще нужны. Ну, вроде всё, теперь можно чуть подремать вот в этой развилке
корней клёна. Настороженный рассказами о зверствах местных клещей,
внимательно осматриваю место. Нет, ничего страшного, только клопы да
какие-то чёрные мухи. Только принял горизонтальное положение, как слышу
голос Грабера: "Там велосипедисты!". О, коллеги. Кручу годовой, но
никого не вижу. "Какие велосипедисты?" - "Как какие? - Велолоси!
(напомню, что велолосями назывют выносливых и физически сильных
велосипедистов, прим.авт.). Вернее, просто лоси!". Присматриваюсь, но
вместо лосей из кустов выходят несколько коров. Пустячок, но всю поэзию
места опошлили.
Успеваю подремать минут двадцать, когда возвращаются Лена и Аня. Гена с
Петровичем пошли осматривать гору с другой стороны, а женщины решили
вернуться. Что же, наша очередь.
Подъём несложен, хотя с непривычки идти тяжеловато. Ноги то скользят на
сыпучих камнях, то путаются в густой траве. На носки и штаны налипает
куча "собачек", но несмотря на эти временные трудности поднимаемся
довольно быстро. Наш, восточный склон гол, только по оврагам растут
кусты да редкие деревца. Зато верхушка и весь западный склон заросли
лесом. Входим в лес и обнаруживаем вполне приличную грунтовую дорогу. Оказывается, сюда можно даже на
велосипеде въехать, если проехать чуть севернее полянки, где остановились. Наверху обнаружили
триангулятор и вполне приличную канатную дорогу. Шихан, оказывается,
освоен и горнолыжниками. А чуть дальше раскинулся перед
нами во всей красе Юрактау.
Но самый красивый вид открывается с южного склона горы. И это, в первую
очередь стоящий от нас примерно в 20 километрах южнее огромный конус
Тратау.
Здесь на опушке леса небольшая площадка, откуда открываются виды и на
город с его чадящими трубами заводов и пастельных тонов
отстойниками, на замысловато петляющую среди лесной зелени у
подножия Белой-Агидели, и на теряющиеся в дымке уральские хребты,
которые нам ещё предстоит преодолеть.
Возвращаемся от турбазы по асфальту. Здесь на пару километров длиннее,
чем напрямик, но по времени получается быстрее. Магазины в городе все
работают. Даю группе час на разграбление, сам еду на почту.
Нужно дать телеграмму в турклуб о выходе на маршрут. Но на
почте висит объявление, что-то типа: "Сдаю отчёт". Возвращаюсь не
солоно хлебавши.
У товарищей моих успехи лучше. Рассовывают по рюкзакам хлеб, крупу,
бутылки с водой и пакеты с соком. Для порядка сгонял на почту и
прочитал объявление ещё раз. Ждать смысла нет, по дороге деревни ещё
будут, смотреть в городе нечего, типичный шахтёрский городишко, типа
Липок или Киреевска. А кушать уже хочется. Время около полудня, а ели
мы в последний раз часов пятнадцать тому назад. Покупаем на всякий
случай пятилитровую бутыль питевой воды, чтобы не тратить время на
поиски.
Возвращаемся на дорогу, сворачиваем в ближайшую лесополосу.
Собираем ветки, разводим огонь. Блюдо, которое мы
намереваемся приготовить, Джером К. Джером назвал бы ирландским
рагу. Состав: борщ из пакетиков, тушонка свиная, сыр колбасный,
картошка, лапша "Ролтон", короче то, что осталось от поезда. Гена
притащил ещё две банки сайры в масле, но их класть уже не решились.
Густая коричневая масса вид настолько страшна, что первый
котелок я со страху проливаю прямо в огонь. Но ничего, не унываем.
Придумываем для блюда название: "суп-пюре с овощами", досыпаем что
осталось, на вкус получилось вполне съедобно.
Сразу после обеда, пока остальные отдыхают, мы с ВК едем вперёд. Нужно успеть в ближайший посёлок
Петровский, чтобы дать телеграмму.
Наслаждаемся отличной ровной дорогой до мостика через реку
Селеук. На одометре 40 км. За мостом длинный, 4 км. подъём. Немного
волнуюсь за ВК, у него наезд в этом сезоне почти нулевой, но с удовольствием обнаруживаю, что он вполне
уверенно едет чуть позади, почти не отставая.
Набираем по высоте полтораста метров. Корокий спуск к реке Кияук и
снова подъём. Подъём идёт ступенями. Взлёт-ровно, взлёт-ровно.
На спуске перекрёсток. Прямо - объездная дорога, направо длинный спуск
в деревню Петровское, она же аул Петровск. На одометре 55
км.
Слетаем с горы к аулу.
В конце спуска, у моста красивая мечеть, чуть дальше на холме
православная церковь.
Справа от дороги почта и телеграф. Здесь, наконец, и даём телеграмму в
турклуб. С формальностями покончено, переходим к удовольствиям.
Последние решаем получить тут же, в виде бутылочки пива на брата. Жара 28
градусов и влаги на подъёмах потеряли изрядно.
Достаю телефон, созваниваюсь с Лёшей. Они решили в аул не
ехать, едут по объездной.
Договариваюсь, чтобы ждали нас на перекрёстке окружной и основной
дорог. Но вначале ещё одно фото с гордостью американской техники, чудом
сохранившимся трактором системы "Фордзон"
На пересечении с окружной - одометр показывает 60 км. Слева
появляются поросшие лесом холмы - Урал.
Начинаем уставать. Бессонная ночь берёт своё. Даже
Гена жалуется на плохое самочувствие: "Я сегоднякакой-то
вялый".
Грабер, похоже, перегрелся на солнце, и они на пару залезают
освежаться в каждый встретившийся по дороге водоём.
На одометре 73 км. Въезжаем в аул Макар, он же село Макарово.
Здесь начинаются горы. Слева от самой обочины поднимаются крутые
каменистые склоны с выходами скал.
Село большое, чувствуется, что богатое. Крепкий деревянный дома,
крашеный в синий или коричневый цвет, с резными ставнями и
карнизами. Вот типичное жилище в башкирских деревнях. А деревни здесь
огромные.
За селом асфальт кончается, начинается щебень. Программа на сегодня
выполнена, пора бы уже и отдохнуть. Деревня расположена на
реке Сикося, на этой же реке за деревней я и рассчитывал поставить
первый в этом походе лагерь. Каково же было наше разочарование, когда,
выехав за околицу, вместо реки или хотя бы ручья мы обнаружили широкую
полосу из камней, с виднеющимися то там, то здесь тухлыми зелёными
лужами между ними.
Дождей не было уже давно, и река пересохла. "Сикося нако-ся" - приходит
в голову каламбурчик. А жаль. Место красивейшее. Широкая
светлая долина, ограниченная с обеих сторон скалистыми
склонами, луга. Единственное, что напрягает - тучи пыли, поднимаемые
проносящимися по дороге автомобилями. Но автомобилей не так уж много.
Вот они по берегам, следы многочисленных стоянок. Ну не будут же люди
ехать отыхать вот к этим каменным россыпям. Предлагаю на выбор
несколько мест, где лужи пообширнее, и глубина в них выше щиколотки, но
они все отвергаются железным аргументом Ани: "негде мыться".
Нашлось, правда, одно местечко там, где дорога делает крутой поворот
налево, на восток. Но там уже всё занято. Стоят машины, в воде плещутся
детишки.
Едем дальше.Останавливаем на дороге телегу с парой башкир. Они
говорят, что через пару километров есть
мостик, и там вода.
Проезжаеи указанное расстояние, но никакого мостика не замечаем.
Подъезжаем к высокой скале с круглой дырой у подножия. Это известная
пещера имени Салавата Юлаева. Говорят, что этот народный башкирский
герой, соратник Емельяна Пугачёва, скрывался когда-то раненый в этой
пещере. Но насколько эта легенда соответствует действительности не знаю.
Вспоминаю пантелеевский дневник. Когда он здесь проезжал, под пещерой
бурлила река. Сегодня там сухо. Перед пещерой площадка с двумя
беседками. Стоит джип с крутыми номерами.
Разговорились с хозяином - молодой парень, по-видимому с женой.
С увлечением рассказывает, как лазил по пещерам. Бывал и в
этой. Нам в пещеру лезть некогда, надо искать стоянку. Парень
рассказывает, что
метрах в трёхстах выше по дороге есть полянка.
Дальше уже останавливаться негде. Ещё метров через сто родник.
Подъезжаем к полянке. Здесь пара
стоят пара машин и витают запахи шашлыка. Люди культурно отдыхают.
Речки, однако, здесь тоже нет.
Находим место, бросаем велосипеды, собираемся к роднику за
водой. Подъезжает Аня: "Что, здесь встаём? Не-е-т, здесь мыться негде!"
- и, развернувшись, уезжает. Ладно, пусть пока катается, а мы с
Петровичем достаём котлы и топаем по дороге.
На дороге четвёрка башкир копается в потрохах красной жигулёвской
"четвёрки". Рядом вторая машина - зелёная "Нива". Ребята
оказались весёлыми,
общительными. В процессе общения рассказали, что тот родник, куда
посылал нас парень,
высох. Зато есть хороший родник внизу, пониже
пещеры.
Возвращаюсь на полянку, беру пятилитровую бутыль, которую мы
предусмотрительно захватили с собой после обеда. Вытряхиваю из рюкзака
Грабера его запас полторашек, отбираю пустую посуду у
остальных. Аня всё мечется туда-сюда, то уедет вперёд, то
возвращается назад, никак не найдёт места для мытья.
Петрович что-то долго копается. Ладно, догонит. Идти долго.
Хорошо, что меня подбирают уже знакомые ребята на Ниве, говорят: "мы
сейчас отвезём
тебя к роднику". Сажусь, еду с ними. По дороге рассказывают, что там
какие-то армяне строят неподалёку дома. У них хороший родник.
Высаживают километра через два. От дороги вверх, в горы идёт тропа.
Судя по местоположению, здесь и есть тот самый родник, куда нас
посылали в самом начале мужики на телеге. Но кто же знал, что нужно ещё
от дороги вверх через лес подниматься?
Метрах в двухстах стоит пара деревянных домиков. Под деревянным
навесом сидят человек 8 народу обоего полу. Выпивают,
закусывают. Спрашиваю, где родник -
показывают.
Труба примерно в руку толщиной, и из неё хлещет поток хорошей, чистой,
прохладной воды.
Набираю бутылки. Полторашек шесть штук. Да ещё пятилитровка. Мокрые,
скользкие, холодные. Народ под навесом с интересом смотрит на процесс
и, судя по всему делают ставки: "Унесёт или не унесёт?" Судя по всему,
склоняются ко второму. Распихиваю полторашки подмышки, мизинцем цепляю
пятилитровку и в таком виде удаляюсь.
Нести действительно тяжело, бутылки выпадают. Но голь на выдумки ловка. Снимаю
футболку, завязываю воротник и рукава. Укладываю в образовавшийся мешок
полторашки, привязываю пятилитровку. Получается нечто вроде
перемётных сумок. Так тащить можно.
В разгар действа появляется Аня: "Где родник? Мыться там
можно?". На что я человек спокойный, но тут внутренне вспылил. Говорю:
"Вот, иди, но там сидит
куча народу, если хочешь - мойся". Она остаётся в нерешительности,
что-то думает, а я в это время ухожу. По дороге меня подхватывает та же
самая Нива, подвозят
до лагеря. Повезло, однако.
Начинаем потихонечку готовить ужин, ставить лагерь. Маслов чинит Генин
велосипед. Ани всё нет. И появляется она только с первым ударом поварёшки о
котёл с супом. Зато довольная. Нашла таки место, где помылась и постирала. ВК в это
время
находит другое место, у моста через речку, примерно в 100 метрах выше
полянки. Там слабенький, но ручеёк.
После ужина идём туда.
Вода холодная, родниковая. Весело повизгивая, устраиваем помывку по
полной программе.
Прохладно. Возвращаемся, когда уже смеркается. Лёша с Геной
устраиваются спать на улице, остальные расползаются по палаткам.
После суток на ногах вырубаемся моментально.