30 июля 2010 г. пос. Октябрьский - д. Муна
С утра встали достаточно поздно. При том, что обычно в 7 часов
утра дежурный уже начинает готвить завтрак, я в полвосьмого только
проснулся. С ранья заявился инспектор рыбоохраны. Предъявил бляху и
удостоверение, а потjм разъяснил, что в реке Умбе запрещён любой лов
рыбы, за исключением удочки с одним крючком. У нас как раз такая удочка
есть, но вот желания половить рыбу пока не возникало.
Погода
хорошая, светит солнце. На противоположном берегу готовятся водники.
Ниже моста разминаются на байдарках москвичи. Выше моста стоят
школьники. Сейчас их вывели на железнодорожный мост и проводят
обстоятельный инструктаж.
Кстати
про мост. Не так давно здесь проходила железная дорога. По крайней
мере в 2007 году мы ещё наблюдали кое-какое движение составов.
Сейчас рельсы разобраны, остался только небольшой участок в
районе Кировска. А железнодорожный мост пока остался. Так и стоит,
постанывая от теплового расширения. Вчера вечером остывал,
стонал, сегодня нагревается стонет. А по дороге в сторну Ревды уже
прорастают на насыпи молодые ели.
Выезжаем около 11 часов. Сразу за
мостом асфальт кончается, начинается грейдерная дорога. Ещё вчера
вечером Петрович рассказывал, как они с Пантелеевым и компанией ехали
здесь в 1989 году. Наслушавшись рассказов, в карту даже не смотрю,
надеясь, что Петрович узнает нужный поворот. А зря. Поворот всё же
проскочили. Въехали в посёлок Октябрьский, хотя сюда не собирались.
Октябрьский, даже за те три года, что я здесь не был, сильно сдал.
Кругом запустение, стоят дома с выбитыми окнами. Где-то гавкают собаки,
а людей не видно. Я на всякий пожарный включил навигатор, посмотрел
наши координаты, определился, куда нам всё же нужно ехать.
Возвращаемся
километра полтора назад, здесь Т-образный перекрёсток и на юг
уходит относительно приличная дорога. Единственная проблема -
везде торчат большие камни, но для велосипеда эта проблема
незначительная.
Петрович
ностальгирует: "Вот тут Инна в кювет улетела, а вон там Городецкий на
камне поскользнулся". Едем, на развилках придерживаясь правых дорог.
Нам нужно найти заброшенный аэродром, и в Интернете советут
придерживаться именно такой тактики. На одной из развилок забавная
композиция.
Обсудив сей монумент решили, что перед нами ни что иное, как могила поручика Ржевского.
Наконец, примерно на 15 километре от перекрёстка у Октябрьского выезжаем на рулёжную дорожку аэродрома.
Перед нами аэродром Хариусный. Место достаточно известное. Желающим узнать побольше могу порекомендовать почитать Путеводитель по Мурманской области, Форум морских лётчиков, статью в ЖЖ по аэродромам Кольского полуострова.
и ещё много другого материала, который легко находится поисковиками. От
себя, как всегда добавлю личные впечатления. Сооружение здесь, посреди
глухой тайги, вызыват восхищение своим размахом. Несмотря на то,
что базировавшееся здесь подразделение расформировали в 1992-м, а полёты
прекратились ещё раньше, до сих пор полоса в отличном состоянии, цела
даже вся разметка.
А
на стоянке ещё размечены места под боевые машины. Судя по расстоянию
между стойками шасси машины были не маленькие. Осюда взлетали тяжелые
бомбардировщики Ту-16, способные нести ядерное оружие. (Кстати, на
одном из сарайчиков нанесены знаки радиационной опасности. Прикололся
кто, или там действительно ядрёные боеголовки лежали? Проверять не
стали. Замок на железной двери пока ещё крепкий ).
Однако,
всё ветшает. Аэродромные сооружения почти полностью в развалинах. На
ВПП прорастают молодые берёзки. На самой полосе их пока немного, а вот
вокруг густые заросли. При нас мужик из местных заготавливал здесь
берёзовые веники.
На
аэродроме провели часа два. Саша даже успел выспаться на перемычке
между ВПП и рулёжкой. Нашли остатки мастерских, складов.
Впечатлений море. С одной стороны гордость за тех, кто смог в таких
условиях построить такой объект, с другой сожаление о том, что сейчас
никому это уже не нужно. Пожалели о былой мощи нашей.
Радостное
событие. Сергей четвёртый день переживает, что не успел выставить
нужный множитель на своём велокомпьютере, и тот показывает неточно. А
сейчас Петрович нашёл кусок рулетки с отлично сохранившейся шкалой. Тут
же провели необходимые замеры, и откалибровали Серёге прибор.
В
конце ВПП налево по ходу нашего движения узкий проход среди
берёз, снова выезжаем на дорогу. Петрович всё удивляется, как они
в 1991-м
году проехали здесь, буквально в нескольких десятках метров от
аэродрома и ничего не заметили. Впрочем, ничего удивительного. Лес
густой, с дороги ничего не видно.
Дорога дальше резко изменилась. Стало больше камней, песчаных участков.
Перекусили
и искупались на небольшом озере Барак. На берегу поляна, которая была
бы очень прятной, кабы не кучи мусора вокруг. Зато по берегу полно
черники. В Хибинах она ещё незрелая, а здесь как раз только подошла.
Дальше до
посёлка Ингозеро сплошной песок. Сам посёлок заброшен, остатки домов
уже заросли кустарником и молодыми деревьями. Скоро от бывшего посёлка
ничего не останется.
За посёлком длинные песчаные спуски. Порадовались, что не подъёмы.
За
посёлком встретили пару велотуристов. Остановились, пообщались.
Это москвичи. Сказали, что идут из Сосновки, вдоль всего Терского
берега уже 12 дней уже. Заканчивают маршрут послезавтра. Москвичи
несколько раз произнесли "Сосновка" в расчёте произвести эффект,
но это название вспомнил только я, да и то не с первого раза. Сосновка
- населённый пункт почти на восточной оконечности Кольского
полуострова, и оттуда до ближайшей дороги полторы сотни
километров. Несмотря на это, маршрут из Сосновки на запад берегом Белого
моря популярен и весьма почётен у велосипедистов.
Ещё они
рассказали, что ехали втроём, но один сошёл в Умбе. Теперь идут через
Октябрьский на Ревду и Оленегорск. Дали несколько ценных советов,
главных из которых для нас сейчас два. Во-первых у брода в деревне
Муна хорошая стоянка, там сейчас стоят джиперы. (Кстати, мы именно там
и планировали сегодня заночевать). Но можно проехать подальше, доехать
до Мунозера, там отличный мыс, там парни ночевали. Решаем, что это
будет наша программа - максимум. Во-вторых они посоветовали нам не
ехать правым берегом Инги, а переправится через реку у истока (там
мост) и ехать левым берегом. Несмотря на то, что первая дорога
обозначена на карте, как "улучшенная", а вторая, как обычная грунтовка,
вторая лучше, и местные ездят по ней. А первая сильно разбита и
заболочена.
На
прощание желаем друг другу счастливого пути и едем дальше. Вскоре
перекрёсток. Налево - на мост. Едем туда и перед нами открывается
отличная панорама озера Инга.
За небольшим пророжком начинается река Инга.
Решаем,
что неплохо бы освежиться, мигом разоблачаемся и лезем в чистейшую
и тёплую воду. Петрович, как всегда, подошёл к купанию творчески.
И
искупался, и одежду постирал. В разгар купания подъезжает "ГАЗик" с
двумя местными мужиками. Машина останавливается, мужики выходят, чтобы
напиться из реки. Перебрасываемся с ними парой слов. Они говорят, что
вон там, у порожка хорошее место, где можно рыбу половить. А вообще
здесь рыбалка плохая, много топляка. Хотя среди брёвен и стоят щуки, но
их там никак не достанешь.
Рыбу нам ловить некогда, бросаем последний взгляд на Ингу и едем дальше.
Потихоньку
начало солнце уходить в дымку, набежали тучки. Впереди
недвусмысленно погромыхивает. Дорога не совсем сухая, как нам сказали
москвичи. Встречаются и болота, и ручьи, и гати, и песчаные участки.
Наконец, подъезжаем к посёлку Инга. Это единственный жилой посёлок на
протяжении почти двухсоткилометрового участка дороги между Умбой и
Октябрьским. У крайнего дома видны велосипеды, у крыльца копошатся две
женщины. Подъезжаем, как к коллегам, чтобы спросить дорогу. Но они машут
руками: "Сами мы не местные, вон сидит
Николай, он знает, он абориген". Сидящий на лавке у забора у дома
наискосок, через дорогу, Николай, мужчина в возрасте, всё слышал, и не
дожидаясь нашего вопроса машет рукой: "На Муну туда". Спрашиваю: "А
развилки там есть?". Дедушка отвечает: "Катите по самой накатанной
дороге, не ошибётесь".
За
Ингой брызгает недолгий дождик. Громыхает впереди уже вполне отчётливо.
Дорога завела в болто. Таскаем велосипеды по гнилым брёвнам гатей. При
этом Сергей всё чаще поминает какой-то японский магнитофон. Молодец
парень. Видно, что технику любит. В самом гнилом месте выскакивает куча
голдного комарья, и с плотоядным жужжанием начинает нас пожирать. Я
страдаю больше всех, ведь я единственный всё ещё еду в велотрусах и
футболке с кортким рукавом. Спасаюсь только, выломав берёзовую ветку
погуще, и еду несколько километров, хлестая себя по ногам, бокам и
спине, словно я в хорошей русской бане.
Наконец, впереди обширная
поляна, на которой торчат остатки домов, а справа видна река. Там брод.
Едем к реке. Обещанных москвичами джиперов не обнаруживаем, но нас это
сильно не расстраивает. В преддверии дождя решаем стать у брода.
Площадка отличная. Песок, сосны. Значит сухо. Река рядом. Моемся,
стираем вещи. Отдыхаем по полной программе. И даже Петрович, немного
бурчавший по поводу того, что Саша загущает суп гречкой, после
вечернего причастия заметно подобрел, и оценил супчик на 4 с плюсом.
Причём до отметки 5 не хватило только официанток в короких юбках и
передничках.
Итого проехали сегодня 70 километров, и нам пока очень везёт с погодой и всем прочим.