Назад Домой Вперед

31 июля 2010 г. д. Муна - р. Вяла


Саша на Мунозере


Сегодня простой ходовой день. Когда нет по дороге никаких достопримечательностей, и нужно только ехать, ехать и ехать. Правда, есть неподалёку один очень интересный объект. Всего километрах в пятнадцати от нашей стоянки находится заповедник Канозеро, где обнаружено множество древних наскальных рисунков. И я даже с утра пораньше сбегал, разведал дорогу. Сразу за бродом развилка, правая дорога ведёт в сторону Канозера. По крайней мере начало дороги вполне приличное, хотя дальше, говорят, сплошные болота. И времени у нас полно. Впервые за последние годы идём с опережением графика.
Однако моё предложение сгонять в заповедник если не на велосипедах, то хоть пешком (велосипеды можно оставить в укромном местечке) не вызвало энтузиазма у моих спутников, и после непродолжительного совещания решено петроглифы проигнорировать. Жаль, конечно, и я мысленно ругаю себя за проявленноое малодушие.
Из Муны выехали примернов половине двенадцатого. От брода вернулись чуть назад, едем через бывшую деревню. Здесь ещё стоят остовы домов, а за деревней ещё сохранился очень ветхий мост, по которому впрочем, пешком ещё можно пройти без опасений.
д.Муна
Через мост не едем. Ищем дорогу, про которую нам вчера рассказали москвичи. Вот и она. За деревней поворот налево, на северо-восток. Въезжаем в лес. Примерно через километр въезжаем в болото, и километра два лезем через грязь и лужи. Серёжа снова часто поминает любимый японский магнитофон, а Петрович ворчит на москвичей. К счастью вскоре грязь заканчивается, и начинается великолепная дорога, ровная, сухая, чуть присыпанная сухой хвоей и сосновыми шишками. Ехать по такой сплошное удовольствие. 
Через 21 километр от Муны речка Щучья. За рекой множество отвороток в сторону Мунозера. Судя по всему, там и расположен широко разрекламированный вчера москвичами мыс с очень удобной стоянкой. В принципе, нам уже пора перекусить, и можно было бы заодно посмотреть мыс. Но до него по карте километра полтора, поленились. С большим удовольствием плещемся в быстрой, чистой и прохладной Щучьей и едем дальше.
Ещё через 4 километра въезжаем в очередную деревню-призрак, Восточную Муну. Снова обглоданные остовы домов и заросли бурьяна на некогда уютных полянках. Слышен треск, где-то ломают стенки на дрова.
Серёжа отстал. Пока ждём его, Саша нашёл старый причал. Там ветер, значит нет комаров и отличный вид на Мунозеро. Лучшего места для обеда найти трудно. К тому же Петровичу давно пора поставить спицы на заднем колесе взамен лопнувших. Вспоминаю опыт первого мурманского похода, выкладываю на дороге большую красивую стрелку из иван-чая. Серёжа должен понять. К тому же наш след от дороги до причала хорошо просматривается среди зарослей высокой травы.
Причал ветхий, но ещё пока в состоянии выдержать как велосипеды, так и велосипедистов.
На причале
А Мунозеро оставило двойственное впечатление. С одной стороны огромная водная гладь, окружённая поросшими лесом невысокими сопками, очень красиво. Но с другой стороны посмотришь поближе - по берегам сплошные завалы из брёвен.
Мунозеро
Видно, что покидали жители посёлок в спешке. Много побросали. И убраться за собой как следует не успели.
Лодка на берегу 
На южной окраине впрочем, сохранилось несколько домиков, в которых, по-видимому ещё живут, но жильцов не видно.
Деревню я успел осмотреть, пока ждал Сергея. Что-то долго его нет, больше часа. Но в конце концов заявляется. Стрелку, конечно, просмотрел. Хорошо ещё, что я догадался выйти на дорогу.
За Восточной Муной дорога неплохая. Похожа на грейдерную, хотя грейдер здесь, наверное, лет сто не ходил. Зато и тяжёлая автотехника тоже не ходила, и дорога ровная и сухая. Едем ещё 25 километров по водоразделам между небольших, но симпатичных озёр, изредка останавливаясь на развилках дорог, чтобы сориентироваться по навигатору.
Озеро
На 51 километре от Муны очередная заброшенная деревня Вельмежка. Проезжаем сохранившийся мост через реку Вяла. Здесь хорошая заводь, по берегам рыбаки. На полянке у моста стоят машины, горит костёр, бегают дети, пахнет шашлыками. При виде рыбного места у наших рыбаков - Саши и Петровича разгорается рыболовный зуд. Решаем, что хорошо бы остановиться и порыбачить. Можно встать прямо у моста, но здесь слишком людно. Решаем ехать дальше, дорога идёт вдоль реки и наверняка должны быть ещё хорошие, рыбные места.
Едем, ныряя на разведку в каждую отворотку. Но места не нравятся. То течение слишком бурное, рыбу не поймать, то полянки слишком сырые и заросшие травой. Наконец, через 7 километров проезжаем небольшое безымянное озеро, из котрого вытекает тихая неширокая протока. Прямо у дороги маленькая полянка, на которой видны следы костров. Значит, рыбу здесь ловят. Решаем встать прямо здесь, но мне почему-то не нравится, слишком близко от дороги и грязновато. Прохожу ещё сто метров. Тут тоже не ахти, но всё же получше.
Начинаем ставить лагерь, готовить ужин. А Петрович хватает удочку и шагает к протоке в надежде хоть что-то поймать. Однако, к ужину возвращается без улова. Зато с надеждой. Принёс банку с опарышем, на которого только и клюёт здешняя рыба. А Петрович пытался и на хлеб, и даже на сало, но ни то ни другое местноая рыба, как выяснилось, не любит. А опарыша ему подарили местные рыбаки, остановившиеся ненадолго у протоки.
За ужином Петрович вспоминал боевую юность, родное ПВО и Каспийское море. Вспоминал капитана Елисеева, который совершил таран над территорией Азербайджана, превый в истории таран на реактивном самолёте. Таранил нарушителя границы, американский самолёт - разведчик. Американские лётчики спаслись, а капитан погиб. Помянули капитана, и потом весь вечер прошёл в дискуссиях на темы реактивной авиации, в которой все, как выяснилось, очень неплохо разбираются. Особенно Сергей, и, конечно, Петрович.
За день проехали 58 километров. Перед сном полюбовались красивым закатом на озере.
Закат на озере
Назад Домой Вперед
Hosted by uCoz